ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА. На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице. Ф. Бекон Рассмотрим эту тему на примере футбола. Общие тенденции в этом вопросе можно было бы свести к следующим положениям (Платонов В.Н., 2004; Л.П. Матвеев, 1991; П.К. Анохин 1975) 1. Количество макроциклов в течение одного сезона имеет тенденцию к росту. Обычно оно равно от одного до семи. 2. В каждом макроцикле выделяют подготовительный (общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный и переходный периоды. При большом числе макроциклов соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный для другого. 3. В идеале все макроциклы должны отличаться друг от друга как по задачам, так и содержанию подготовки. Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что стабильность наиболее общих параметров нагрузки сопровождается выраженной волнообразностью ее парциальных параметров, что позволяет создавать развивающий импульс. 4. Чаще всего в футболе и хоккее используется одноцикловая система с непродолжительным (8 недель) подготовительным периодом и длительным (более 9 месяцев) соревновательным, после которого обычно планируется 4 недельный переходный период. В баскетболе и водном поло – 2-3 цикловое построение. В теннисе используется 3 цикловое построение. 5. Если в мезоцикле 8-10 игр, то вся работа сводится в нем с непосредственной подготовкой к играм. Реальная работа в мезоцикле может идти, когда число игр в мезоцикле 3-4.
6. Микроциклы (3 – 14 дней) бывают втягивающий (<75% от ударного), ударный, восстановительный (50% ударного), подводящие (узкоспециализированный предсоревновательный), базовый, соревновательный. Их нагрузка планируется в часах и растет по мере приближения главного соревнования года. В первой части базового мезоцикла объем доводится до 5-6 часов каждой из двух тренировок на дню. Во второй части базового мезоцикла объем падает до 3-4 часов на дню, но интенсивность соразмерно нарастает. На предсоревновательном этапе работа носит индивидуальный характер. Соотношение общей, вспомогательной и специальной работы в них изменяется так. Общая плавно снижается, вспомогательная устойчива, специальная возрастает. 7. Использование суперкомпенсационного эффекта. Основной проблемой суперкомпенсации является гетерохронность – восстановление различных функций организма происходит неравномерно. В игровых видах спорта выделяют скоростные способности, выносливость при работе анаэробного характера и выносливость при работе аэробного характера. При работе на уровне 100% скоростного характера восстановление наступает через 30 часов. При этом выносливость анаэробного характера восстанавливается через 24 часа, а аэробная выносливость – через 6 часов. При работе на уровне 100% на выносливость анаэробного характера восстановление наступает через 30 часов. При этом скоростные способности восстанавливаются через 24 часа, а аэробная выносливость – через 6 часов. При работе на уровне 100% на выносливость аэробного характера восстановление наступает через 48 часов. При этом скоростные способности восстанавливаются через 6 часов, а анэробная выносливость – через 24 часа.
8. Сами тренировки делятся на занятия избирательной и комплексной направленности. Более эффективны занятия из разнообразных однонаправленных средств, значительно повышающие работоспособность. Однако однообразные избирательные занятия позволяют экономично выполнить работу, важны для проявления специальной выносливости. Комплексные занятия различают с последовательным и параллельным решением задач (2). 9. Последовательность упражнений. При направленности занятия на энергообеспечение работы сначала идут упражнения алактатного анаэробного характера, затем лактатного анаэробного и аэробного характера. При совершенствовании скоростных качеств сначала идут аэробные упражнения, а затем спринтерские упражнения. Эффект упражнений гликолитической аэробной направленности заметно усиливается, если им предшествует работа алактатная анаэробная работа и снижается после аэробной работы. 10. Непосредственное проведение занятия ведущими футбольными клубами Европы: Подготовительная часть: - Медленный бег, общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые на месте и в движении - Ускорения 15-50м со скоростью 80-95% от максимальной и паузами 30-60с Основная часть: - беговые упражнения без мяча со сменой направления и темпа (10 мин.) - беговые упражнения со сменой темпа и направления с мячом (10 мин.) - медленный бег (5 мин.) - беговые упражнения с мячом (30с), без мяча (60с.) с максимальной скоростью и паузами 30-60с. (15 мин.) - медленный бег (5 мин.) - удары по воротам из стандартных положений (10 мин.) - жонглирование мячом (5 мин.) - игра на половину поля в два касания (30 мин.) Заключительная часть (20 мин) - упражнения на расслабление - медленный бег Всего 2 часа 20 минут Другой вариант: Подготовительная часть (20 мин) - Общеразвивающие упражнения, медленный бег - упражнения на растягивание, ускорения Основная часть - упражнения с мячом в парах, тройках, четверках – передачи, остановки, удары, ведения (50 мин.) - Передачи мяча в два касания в движении (10 мин.) - Квадрат 5 против 2 в одно касание (10 мин.) - медленный бег (5 мин.) - удары по мячу на точность с места и в движении (15 мин.) - совершенствование тактических взаимодействий в звеньях и между звеньями (15 мин.) - игра на половину поля (8 на 8) в два касания (20 мин.) Заключительная часть: (10 мин.) - упражнения на расслабление, медленный бег ВЫВОДЫ:
Количество макроциклов в году в игровых видах спорта зависит от составленного календаря. Приведем пример. Посмотрим на календарь встреч в чемпионате некоторой команды А. Представим этот календарь в виде рейтинг-листа, где отмечены рейтинги соперников и даты встреч. Рейтинги возьмем из прошлогодних результатов. Фактор поля можно учесть. Например, в российском футболе хозяева забивают вдвое больше гостей. Тогда когда команда играет на выезде, ее рейтинг уменьшаем на (2-1)×1000/2×(2+1) = 165 пунктов и наоборот, хозяевам это число добавляем. Из этого условного рисунка вполне определенно просматриваются два макроцикла. Если регулярный чемпионат завершается играми play-off, то это еще один или два макроцикла. Поэтому в игровых видах спорта нет как таковой дискуссии – сколько макроциклов в сезоне должно быть. Если один макроцикл можно провести на недовосстановлении и все равно взять необходимые очки, то это позволяет создать суперкомпенсационный «накат» на более сильных оппонентов. Итак, проблемы выбора структуры циклов в сезоне и спортивных играх просто нет. Есть проблема адекватного расчета тренировочной нагрузки, позволяющей манипулировать суперкомпенсационными колебаниями рейтинга. Для того чтобы построить информационную модель тренировочного процесса нам не обойтись без точного определения понятия нагрузка. Что это такое? «По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные). … Внешняя сторона нагрузки в наиболее общем виде может быть представлена показателями суммарного объема работы. В их числе: общий объем работы в часах, объем циклической работы в километрах, количество тренировочных занятий, подходов к снарядам, игр, схваток… Определяют, например, процент интенсивной работы в общем объеме, соотношение работы, направленной на развитие отдельных качеств и способностей, средств общей и специальной подготовки и др. … Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т.е. по реакции организма на выполняемую работу». (В.Н. Платонов, 2004) «Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы» (Платонов В.Н., 2004) Люкшинов В.М. (2004) измеряет тренировочную нагрузку общей суммой сердечных сокращений за занятие. «В практике используется достаточно простой способ определения величины реально полученной тренировочной нагрузки. Определяется ЧСС в интервалах сразу после упражнения. Умножив ЧСС на продолжительность упражнения и сложив сумму по всем упражнениям определяем пульсовую стоимость тренировочного занятия. Суммарная ЧСС до 8000 соответствует малой нагрузке, 8000 – 14 500 – средней, свыше 14 500 большой тренировочной нагрузке». Портнов Ю.М. (2004) модернизирует этот показатель. Общий объем тренировочной нагрузки выражается в процентах фактической ЧСС к ее предельному значению в 210 ударов в минуту. Таблица 16. Классификация тренировочных нагрузок по величине и направленности (по Ю.М. Арестову, М.А. Годику, 2002)
Из вышеприведенных цитат ясно, что нагрузкой может все что угодно. О более чем 30-40 параметрах уверенно можно сказать, что они характеризуют нагрузку игрока. Игровые виды спорта состоят из нескольких видов единоборств. Поэтому соревновательная и тренировочная нагрузки должны выражаться числом условных единоборств. Для достижения цели в виде забитого гола необходимо, чтобы выигрыш этих единоборств приближал команду к воротам соперника. Значение соревновательной нагрузки стало равной некоторому числу условных единоборств, физиологический эквивалент которого равен единице:
Здесь Аi(k) – физиологический коэффициент (далее ФК). Истинное значение рейтинга игрока выполняет роль тех самых условных 100%, от которых следует брать отсчет выполнения обычной нагрузки. Тогда выраженное в процентах отношение Rtil/Rtilo будет аналогично широко известному уровню – «максимальному», «субмаксимальному» и т.д. Итак, мы получили объем выполненной соревновательной или тренировочной нагрузки, выраженный в числе условных единоборств. Довольно легко преобразовать график зависимости Rt = F(Nil) в V = F(Nil). Поскольку тренировок в течение дня может быть 1-3, то далее под V понимаем число условных единоборств в сутки. Отсюда понятно, почему часто тренер, добавляя и добавляя нагрузку, на самом деле ее снижает. Одинаково неэффективны тренировки с максимальной нагрузкой при минимуме повторов и минимальной нагрузке с максимумом повторов. Также понятно стремление проводить работу с небольшой продолжительностью тренировки и большой интенсивностью. Сложность тренировочной работы в этом случае состоит в связанности нагрузок - нагрузка в одном компоненте эквивалентна с определенным коэффициентом нагрузке в любом другом. Есть и еще одна сложность – насыщение результатов. Речь идет о кривой насыщения – результаты постепенно приближаются к пределу, но этот предел для молодых игроков отдаляется по факту естественного прироста возможностей и приближается для возрастных игроков. Совершенно аналогично будет изменятся и частный рейтинг игрока. Тем не менее, удобнее использовать другую форму зависимости – скорости в приросте результатов в частном компоненте (количество пунктов рейтинга в день) от средней ежедневной нагрузки в виде числа условных единоборств в этом компоненте. Технология тренировочного процесса начинается с выделения базовых компонентов игры. В каждом компоненте находим ключевое упражнение (или микротест), которое настолько близко по содержанию к единоборствам в базовом компоненте, что между частным рейтингом и параметром ключевого упражнения устанавливается линейная связь. . (27) Ключевым упражнением восстановления можно считать тест Купера (12 минутный бег). Для паса ключевым упражнением будет обычный квадрат, а параметром – число передач «насквозь» квадрата. Для реализации голевых моментов ключевым будет упражнение на попадание мячом в размещенную в углу ворот крупную мишень (цилиндр) с задачей повалить его. И так далее. Идеально когда ключевое упражнение реализовано в тренажерной интерпретации. В любом упражнении число единоборств по базовому компоненту может быть посчитано. Тогда, по итогам тренировки, для расчетов остаются общее число единоборств каждого игрока в каждом компоненте и соответствующие им показатели микротестов, из которых определяем частные рейтинги. Получив все это можно решением системы линейных уравнений по нескольким тренировкам определить ФК и перейти к графикам для определения эквидинамического режима. В итоге, перебором возможных вариантов приходим к построению предстоящего тренировочного занятия в этом режиме. Таблица 17. Распределение нагрузки игроков по упражнениям
Существует большая разница между принципами распределения нагрузки среди игроков в случае, когда они играют и когда тренируются. Если в первом случае речь идет о реализации имеющегося потенциала, то во втором – о его наращивании. Ключевую роль в первом случае играет экспоненциальная зависимость падения рейтинга от нагрузки (эквипараметрический режим), во втором – скорости падения темпов прироста от нагрузки (эквидинамический режим). Конечно, любой тренер хочет, чтобы темпы прироста игрока от тренировочного процесса были максимально высокими. Каждая минута тренировочного процесса должна давать не меньший прирост Δ, чем предыдущая. Для этого тренер дает больше нагрузку на компонент с большей скоростью прироста за счет компонента с меньшей скоростью. Тогда рано или поздно он придет к такому распределению, при котором темпы прироста одинаковы для всех компонентов. Какой ориентир можно считать ключевым в тренировках? «Логистика восхождения и деградации». Получить такую зависимость можно векторным способом (18). Через, скажем, 1,5 года наблюдений каждый игрок команды стал старше 1,5 года и его рейтинг как-то изменился за это время. Берем самого молодого игрока и чертим вектор изменения на диаграмме прирост рейтинга – прирост возраста. Совмещаем векторы игроков всей команды. Данный вид нельзя зависимости приравнивать к параболе, поскольку у процессов, доминирующих по обе стороны пика, совершенно разная природа. Это не связанные друг с другом, но совмещенные зависимости логистического вида – «логистика восхождения» и «логистика деградации»: . (28) Таким образом, описываемые двумя совмещенными логистическими зависимостями частные физические свойства, суммируясь в рамках сложных игровых видов спорта, дают в итоге те же зависимости с пиком для мужских ИВС в 25 лет, женских – в 22. Данное обстоятельство особенно важно для тренеров ДЮСШ, юношеских команд. Некоторым из них свойственна завышенная самооценка. Кажется, что чтобы не предпринял – результаты все равно растут. Результаты будут расти и в том случае, если подросток не будет тренироваться вовсе. Ключевым критерием следует считать уровень результатов спортсмена в возрасте наибольших достижений Rtimax , который сильно зависит от насыщенности каждой тренировки (Vi). «Логистика восхождения» остается идеализированной аппроксимацией сложного процесса. Она состоит из чередующихся «плато» и резких подъемов. Плато обусловлено тем, что спортсмену необходимо адаптироваться к нагрузкам нового для себя уровня, заново осваивать двигательные стереотипы в связи с антропометрическим ростом. |