Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

ГО. Положение международной федерации (EGF)

1. Общие замечания. Рейтинг-система (РС) была принята в Чешской го ассоциации в начале 1998 г. Затем база данных была расширена за счет включения европейских турниров и РС начала применяться в качестве официальной РС Европейской го федерации (ЕГФ) с ноября 1998 года. К событиям, включаемым в расчет рейтинга, предъявлялись следующие требования:
событие состоялось не ранее чем 1 января 1996.
турнир признан квалификационным в ЕГФ.
допустимы как партии на равных, так и с гандикапом.
Быстрые партии (меньше чем 30 минут) не учитывались, потому что их результаты менее достоверны. Партии с гандикапом желательно учитывать, потому что это помогает правильно согласовывать рейтинги и уровни игры, при этом обычно предполагается, что фора соответствует разнице разрядов так, что шансы обоих игроков примерно равны. Присылайте таблицы любых турниров, соответствующих указанным условиям и до сих пор не учтенных в рейтинге. Для этого следуйте нашим инструкциям .

Рейтинг-лист ЕГФ включает всех «европейских» игроков, встречающихся в базе данных турниров. Рейтинг, соответствующий среднему уровню 1 дан, равен 2100, и различие между уровнями установлено в 100 очков (6 дан = 2600, 1 кю = 2000, 20 кю = 100 и т.д.). Такое же соответствие используется для установки начального рейтинга. Для профессиональных игроков соответствие данов и рейтинга установлено временно таким: 1p = 7d = 2700, 2p = 2730..., 9p = 2940. Если рейтинг игрока опускается ниже 100, то это значение ему вновь и приписывается как нижнее значение рейтинга в РС.
Пример 1: Рейтинги лидеров среди европейских любителей (Го Джуана и Ли Хёка) соответствуют уровню 3p-4p.
Пример 2: Игрок с рейтинг-коэффициентом GoR=2050 равно может рассматриваться как слабый 1дан или сильный 1 кю.
Ввиду различия в рейтинг-системах, используемых в разных странах, соответствие между уровнями игры и GoR не может одинаково хорошо соблюдаться везде, особенно для нижних кю. Однако GoR достаточно хорошо соответствует реальной относительной силе игрока уже после 3-5 турниров.
Если игрок не выступал ни в одном из рейтинговых турниров в течение некоторого времени (этот период установлен в 2 года для игроков уровня данов, 12 месяцев для 1-10 кю, и 6 месяцев для 11-20 кю; без учета текущего года/месяца), то он не включается в текущий рейтиг-лист. Однако его рейтинг сохраняется в базе данных и будет использован, как только он или она выступит снова на любом турнире в будущем.
2. Описание системы. РС ЕГФ получена из системы Эло, используемой международной шахматной Федерацией (FIDE). Она базируется на идее, что можно определить вероятность победы в игре SE в зависимости от разницы рейтингов соперников =RB-RA. Для игрока с более низким рейтингом (игрок A):

(1) SE (A) = 1 / [e  /a + 1] .

Вероятность победы превосходящего соперника (игрок Б) получается из уравнения
(2) SE (A) + SE (B) = 1 - ・ .

Если ・= 0 в (2), то это уравнение есть просто констатация факта, что сумма обоих вероятностей должна быть равна 1. Однако такое условие со временем оказывается невыполнимым, поскольку новые прогрессирующие игроки отбирают очки рейтинга у уже стабилизировавшихся игроков. Для противодействия этому и применяются различные методы, такие как установка нижней границы рейтинга, переустановка всего рейтинга в некоторых определенных случаях, а также введение малого параметра ・> 0. Мы используем значение ・= 0.014, подобранное на основе баланса изменения рейтингов в районе данов. Хотя такая маленькая величина имеет незначительное влияние на изменение рейтинга игрока в одном турнире, параметр ・ позволяет управлять поведением системы на длительном отрезке времени.Типичная зависимость SE от показана в таблице 1, где все рассчитано для параметра a=115. При этом получается приблизительно 30%-ая вероятность того, что победит более слабый игрок при разнице в 1 разряд. Так как более сильные игроки и более стабильны, то параметр a также выбирается зависящим от рейтинга игрока A. При этом 20 кю, как ожидается, выиграет приблизительно 40% игр у соперника из соседнего более высокого уровня (т.е. с рейтингом примерно на 100 очков выше), в то время как для верхних любительских данов эта вероятность примерно равна 20%.

Таблица 1: Вероятность выигрыша SE для некоторых значений d с a=115.

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

300

400

SE (d)

0.457

0.414

0.372

0.333

0.295

0.260

0.228

0.199

0.173

0.149

0.069

0.030

В партии на равных изменение рейтинга игрока равно
(3) Rnew -Rold = con · [SA - SE (d)],
где SA – достигнутый результат (SA = 1, 0 или 0.5 в случае ничьей) и множитель con характеризует амплитуду изменения. В нашей РС параметр con является убывающей функцией рейтинга и приведен в Таблице 2.
Таблица 2:. Зависимость параметров con и a от рейтинга. Для удобства вероятность указана в процентах. Для GoR> 2700 используется линейная экстраполяция.

GoR

con

a

SE (100)


GoR

con

a

SE (100)

100

116

200

37.8


1500

47

130

31.7

200

110

195

37.5


1600

43

125

31.0

300

105

190

37.1


1700

39

120

30.3

400

100

185

36.8


1800

35

115

29.5

500

95

180

36.5


1900

31

110

28.7

600

90

175

36.1


2000

27

105

27.8

700

85

170

35.7


2100

24

100

26.9

800

80

165

35.3


2200

21

95

25.9

900

75

160

34.9


2300

18

90

24.8

1000

70

155

34.4


2400

15

85

23.6

1100

65

150

33.9


2500

13

80

22.3

1200

60

145

33.4


2600

11

75

20.9

1300

55

140

32.9


2700

10

70

19.3

1400

51

135

32.3






Пример 3: Оба игрока имеют одинаковый рейтинг RA=RB=2400. Это дает d=0 и SE=0.5 для обоих. Если игрок А победил, его новый рейтинг: Rnew (A) = 2400 + 15 (1-0.5) = 2407.5
В то же время рейтинг игрока Б понижается на 7.5, то есть Rnew (B) =2392.5 .
Пример 4: RA=320, RB=400 и игрок А победил:
a=189, SE (80) =0.396
Rnew (A) = 320 + 104 (1-0.396) = 383
Rnew (B) = 400 + 100 (0-0.604) = 340
Система также позволяет учитывать игры с гандикапом, принимая во внимание, что d уменьшается на 100 (H–0.5), где H – число камней форы. Обратите внимание, что вероятность победы более слабого игрока может оказаться выше, чем у более сильного. То есть более слабый игрок предположительно выиграет партию, если число камней форы, уменьшенное на 0.5, окажется больше, чем абсолютное значение (RA-RB)/100.
Пример 5: RA=1850, RB=2400, игрок A получил 5 камней форы и победил:
d =100, a=90, SE(100)=0.248
Rnew(A) = 1850 + 33 (1-0.248) = 1875
Rnew(B) = 2400 + 15 (0-0.752) = 2389.
АДРЕС САЙТА





Полозов, А.А. Система  рейтинга  в игровых   видах   спорта и единоборствах:  Монография. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 1995. 110 с.
Полозов, А.А. Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А.Полозов. – М.:Советский спорт, 2007 – 316с.
www.polozov.nemi-ekb.ru