Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

КАК СВЯЗАНЫ УРОВЕНЬ МОЩНОСТИ АЭРОБНОЙ НАГРУЗКИ И ЕЕ ОБЪЕМ?

И.А.Криволапчук, В.В.Мышьяков (2004) приводят данные зависимости мощности аэробной нагрузки от ее объема для детей 9-10 лет. С некоторыми коррективами и дополнениями они приведены в Табл. 2.19. Авторы разделили детей по уровню подготовленности на 5 уровней. Интенсивное накопление лактата очень быстро сокращает время работы при высокой интенсивности движения. Несмотря на действие буферных систем рН снижается с 7,1 до 6,9-6,7 и даже 6,5-6,4. Внутриклеточный рН, начиная с 6,9-6,8 замедляет интенсивность гликолитической реакции, а при 6,5 расщепление гликогена полностью прекращается (Costill, 2004). Поэтому рН является основным ограничителем этого пути.

Таблица 2.21   Связь мощности и максимального объема аэробной нагрузки у детей 9-10 лет

УФР

ЧСС

Мощность

Время

Работа


уд/мин

% макс

Вт/кг

Мин

(ЧСС- 122)*Время

Высокий (5)

135

64

1,24

117,2

1524


140

66

1,36

84,6

1523


145

69

1,49

61,01

1403


150

71

1,61

44

1232


155

73

1,74

31,7

1046


160

76

1,86

22,9

870


165

78

1,99

16,5

710


170

81

2,11

11,9

571


175

83

2,23

8,6

456


180

85

2,36

6,2

360

Выше среднего

(4) 

135

64

1,27

83,4

1084


140

66

1,38

58,2

1048


145

69

1,5

41,8

961


150

71

1,62

30,9

865


155

73

1,73

23,3

769


160

76

1,85

18

684


165

78

1,97

14,1

606


170

81

2,09

11,2

538


175

83

2,2

9

477


180

85

2,32

7,3

423

Средний (3)

135

64

1,29

48

624


140

66

1,42

34,3

617


145

69

1,55

25,3

582


150

71

1,67

19,3

540


155

73

1,8

15,3

505


160

76

1,93

12,1

460


165

78

2,05

9,6

413


170

81

2,18

8,1

389


175

83

2,3

6,07

322


180

85

2,43

5,1

296

Ниже среднего (2)

135

64

1,15

30,9

402


140

66

1,26

22

396


145

69

1,37

16,2

373


150

71

1,48

12,3

344


155

73

1,58

9,6

317


160

76

1,69

7,6

289


165

78

1,8

6,2

267


170

81

1,91

5,1

245


175

83

2,02

4,2

223


180

85

2,13

3,6

209

Низкий (1)

135

64

1,13

18,9

246


140

66

1,24

13,1

236


145

69

1,36

9,5

219


150

71

1,48

7,2

202


155

73

1,59

5,6

185


160

76

1,71

4,5

171


165

78

1,83

3,7

159


170

81

1,94

3,1

149


175

83

2,06

2,7

143


180

85

2,17

2,3

133

Другой особенностью приводимых данных можно считать предрасположенность детей 9-10 лет к аэробной емкости. Однако даже при выраженной предрасположенности было бы интересно оценить изменение выполненной работы при разном уровне мощности. Как видно из таблицы, чем ниже уровень готовности, тем меньше разница в избыточной пульсовой стоимости между нагрузкой 64% и 85% от максимальной ЧСС. Последний столбец показывает нам максимально возможную работу при выполнении нагрузки с заданным уровнем мощности. Как видно, чем ниже уровень подготовленности, тем меньше разница. При приросте пульса на 10 ударов в минуту происходит сокращение предельного времени аэробной работы вдвое. Эта цифра подтверждается в работе М.С.Полишкиса (2003), в которой приводились данные по пульсу во время игр команд мастеров в мини-футболе в рамках игр суперлиги России. Среднее время работы на пульсе 190 составляло 5 минут игры. С пульсом 172 игроки уже действовали 14 минут. То есть мы видим такое же сокращение в два раза объема нагрузки на каждые последующие 10 ударов в минуту.

Из приведенной таблицы можно сделать любопытный вывод. Если спроецировать предельное время выполнение нагрузки на пульс 60-80, то получается, что даже дети со средним развитием могут ходить свыше суток. Если даже для детей такая нагрузка реально выполнима, то для взрослых – тем более. Однако предложение ходить пешком 1,5 часа в день равносильно выполнению около 3-7% от максимальной нагрузки при данной интенсивности. Если реализовывать свой потенциал на 5%, то можно ли его преумножить? Наверное нет. Можно ли его сохранить? Тоже нереально. Более реальным кажется простая деградация аэробных возможностей.

Также хотелось бы выделить работу В.Л. Карпмана (1987). «Многочисленными исследованиями доказано, что физические нагрузки оказывают тренирующий эффект в том случае, если ЧСС при их выполнении составляет 60—85% от максимальной. Начинать заниматься нужно при нагрузках, выполняемых на уровне 60% от максимальной ЧСС. Например, для 60-летнего это будет 96 уд/мин. По мере повышения уровня тренированности интенсивность нагрузки следует увеличить до пульса 112 уд/мин (70% от максимального), а затем и до 136 (85%). Тренирующий эффект занятий зависит не только от их интенсивности, но также от длительности и регулярности. Доказано, что работоспособность человека повышается, если занятия длятся не менее 30 мин от 3 до 5 раз в неделю. Длительность их может быть сокращена за счет увеличения интенсивности упражнений. Например, чтобы обеспечить хороший тренировочный эффект, надо тренироваться 4 раза в неделю при ЧСС 130 уд/мин — 30 мин, при 140 уд/мин — 15 мин, при 150 уд/мин — 10 мин. Правда, для лиц пожилого возраста следует осторожно интенсифицировать нагрузку, и только тогда, когда они достигнут достаточно высокого уровня подготовленности. Таким образом, одинаковый тренировочный эффект может быть достигнут двояким путем: работать долго при низкой ЧСС или, наоборот, недолго при высокой ЧСС». (Карпман В.Л., 1987).

Таблица 2.22  ЧСС (уд/мин) у лиц разного возраста и при различной продолжительности ежедневных занятий, дающая одинаковый тренировочный эффект

Длительность ежедневных занятии, мин

Возраст (лет)


20—29

30—35

40—45

50—55

60—69

180

115

ПО

105

100

90

90

125

120

115

ПО

100

45

135

130

120

115

105

20

145

140

130

120

115

10

150

145

140

130

125

Выберем некоторый средний возраст 40-45 лет. Для этого возраста границей в 60% ЧСС будет 100-105. Упрощенно возьмем 100. Тогда, по данным таблицы, с пульсом 105 надо бегать 180 минут ежедневно. Это равно нагрузке 180×(105-100) = 800. С пульсом 115 надо бегать 90 минут – нагрузка 1350. С пульсом 120 бегаем 45 минут – нагрузка 900. При пульсе 130 и времени бега 20 минут нагрузка снижается до 600. И при пульсе 140 и 10 минутах бега она получается 400. Сопоставление таблиц 2.19 и 2.20 дает в целом похожие данные. Возможный ресурс выполнения работы убывает с ростом мощности работы.




Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/  А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru