Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

СУПЕРКОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАГРУЗКИ

Любая нагрузка создает суперкомпенсационную волну. Первое время после нагрузки мы испытываем эйфорию, которая обычно проходит за 2 часа. Далее мы испытываем утомление, затем восстановление, прилив сил.

Мы попросили поучаствовать в новом эксперименте участников разного возраста. Приведем данные одного из них – Андрея П. (45 лет), поскольку остальные во многом аналогичны. Для начала необходимо было построить график распределения интеллектуальной нагрузки в течение дня вне поля воздействия физической нагрузки. Была выбрана игра в шахматы.

Распределение уровня интеллектуальной активности в течение дня можно определить из сопоставления результатов соперничества стабильного во времени ПК и нестабильного занимающегося. Были подобраны шахматные программы (Chessmaster 2000-5000), с которыми играли в блиц с соотношением результатов 50 на 50. В день игралось не более 2-3 блиц-партий в разное время. Результаты обобщались внутри часовых отрезков. Распределение результатов выигранных (N+) и проигранных (N-) партий Δ= 1000×(N+-N-)/(N++ N-) от времени приведено на Рис.23. и отражает суммарное значение общеизвестных фактов.

Это типичный график «совы». Для «жаворонков» график просто сместиться влево на 2-3 часа. Оба пика воспроизведутся при любой физической нагрузке. После установления пика по описанной выше процедуре был определен пик, равный 352 избыточных сокращений дневной нагрузки. Далее мы попросили участника побегать утром с разной нагрузкой – 200, 300, 400, 500 и активно поиграть в

шахматы и тетрис. Это позволит нам определить суперкомпенсационный цикл таких нагрузок. Поскольку график строился для небольшой «шахматной» или «тетрисной» нагрузки, то естественно было ожидать падение в уровне игры от частоты игры. На более короткой турнирной дистанции мы всегда показываем более хорошие результаты, чем на более длинной. Компьютер не «устает» в отличие от нас. Поэтому число таких игр было фиксировано.

Из рис. 25 можно предположить, что переход от крайне низкой точки до самой высокой, равный половине цикла для нагрузки в 270 (при пиковой 352) равен 4 часа, для 300 – уже 5 часов, для 362 – 6 часов, для 400 – 8 часов и, наконец, для максимальной нагрузки 519 – не менее 12 часов.

Для того чтобы проверить эти впечатления приведем график того же участника по играм в тетрис (рис. 26). Можно уже более уверенно говорить, что повторился выход на максимум для нагрузки 400 за 8 часов, для 270 – 4 часа, 300 – 5 часов, для 362 – 6 часов. Чем больше нагрузка, чем больший период суперкомпенсационной волны мы наблюдаем.

Также уверенно можно говорить о том, что при большей или меньшей МПК = 47 мл/кг/мин, который был у данного испытуемого, значения циклов также изменятся. Чем больше МПК, тем быстрее восстановление после нагрузки. Линейный характер связи очевиден. Формула будет выглядеть так:

Время восстановления до пика = 0,0321× Нагрузка (1 дня) – 4,89

Посчитаем время восстановления после пиковой нагрузки 350.

Время восстановления = 0,0321× 350 – 4,89 = 6,35 часа



Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/  А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru