Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

КАК СЧИТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ В СОРЕВНОВАНИИ ПО НЕСКОЛЬКИМ ВИДАМ СПОРТА?

Более подробно и корректно вопрос рассмотрен в книге «Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра» (2007, Советский спорт). Здесь приведем самые простые практические примеры. Представьте, что участник Петя пробежал дистанцию в лыжных гонках и пришел к финишу 4-м при 11 участниках. То есть он выиграл у 7 соперников, но проиграл троим. Как это можно упрощенно «свернуть» в рейтинг?   Всем участникам исходно присваивается условный рейтинг 2200. Рейтинг Пети считаем:

Далее выяснилось, что в школе таких соревнований в течение года будет не одно. В этом случае в итоге нам нужен рейтинг сразу по всем этим соревнованиям. На следующее соревнование пришло уже 20 школьников. Тем из них, у кого нет рейтинга (новичок) исходно также присваиваем 2200. У остальных участников уже есть рейтинг из предыдущего соревнования. Далее считаем средний рейтинг всех участников данного, второго по счету соревнования. Предположим, что он равен 2300. Всего участников кроме Пети было 30. При этом он пришел к финишу 13-м. То есть он выиграл гонку у 18 участников, но проиграл ее 12. Рейтинг Пети в рамках второго соревнования будет равен:


Итак рейтинг Пети после двух соревнований будет равен 2750. Если будет третье соревнование, его результаты будут обобщены аналогичным образом.

Так в каждом виде спорта можно расположить участников и потом в качестве критерия взять средний рейтинг того же Пети по всем видам спорта. Несложно расставить участников в турнире по настольному теннису или борьбе, проведенным по олимпийской системе. Если Петя попал в полуфинал и там проиграл, то также будет какое-то количество выше- и нижестоящих его соперников. Если нужно провести турнир по аэробике, то и здесь не будет сложности. Обычно в таких турнирах постепенно снимают по одному участнику, пока не останется победитель. Соответственно, будут уже снятые соперники и еще не снявшиеся. Расчеты аналогичны.

Особую трудность в этом составляют игровые виды спорта. Игра – это борьба за результат. Результат – это разность забитых (З) и пропущенных (П) мячей, очков и т.п. Чем больше разность – тем лучше результат. Командная разность создается из разностей составляющих ее игроков. Вы не сможете придумать действия, которое было бы полезно команде, но не влияло на ее разность. Если защитник грамотно подставляется под фол, то он забирает атаку соперника, передавая мяч своей команде. Если игрок мало забивает, но хорошо играет в обороне, то он минимизирует пропущенные мячи, улучшая разность. Не бывает полезных действий, не сказывающихся на командной разности. Однако оценить приносимую игроком разность, «увидеть» ее в обычной игре невозможно. Партнеры и соперники могут «экранировать» его фактический уровень. Более сильный партнер «сделает» Вам лучшую разность. Более сильный соперник «утопит» Вас. Возникает проблема отделения фактически создаваемой разности игрока от «фона», от степени превосходства партнеров над соперниками. При этом свести все к игре 1 на 1 было бы грубой ошибкой. В такой игре нет паса, тактического взаимодействия, а переизбыток нагрузки превращает это противостояние в соревнование на выживание. Нужно, чтобы играли 10 на 10. Но как? Необходимо, чтобы все  игроки команды побывали как партнерами, так и соперниками. Тогда уже никто не сможет сказать, что его результаты хуже, поскольку ему «достались» только слабые партнеры. Каждый сыграл с каждым и против каждого равное количество игр и это полное равенство для всех предопределяет объективность оценки. Нельзя забывать, что на поле партнеров данного игрока на одного человека меньше, чем соперников. Следовательно,  число игр с каждым игроком в качестве партнера будет меньше, чем число игр с ним же, но в качестве соперника. Как это сделать практически? Сначала упрощенный пример. Представьте, что в футболе играют 2 на 2. В первом микроматче игроки 1 и 2 играют против 3 и 4, во втором – 13/24, в третьем – 14/23. Каждый игрок стал своего рода командой, которая сыграла в круг. Он сыграл с каждым из партнеров по 1 микроматчу, против каждого соперника – 2. Причем играют до равной суммы З и П! Например, до 4 очков.

12/34 = 3:1   13/24 = 2:2  14/23 = 2:2.

Игрок 1 «собрал» разность 7:5 = +2. Игрок 4 – 5:7= - 2.

Все играли равное время, суммарная результативность по каждому игроку тоже равна.  Общая разность по всем игрокам будет нулевой. Но только одни игроки вложили в этот нулевой результат свою положительную разность, а другие – сравняли ее с нулем своей отрицательной разностью. В официальной игре также и получается – одни сделали своей команде положительную разность, другие снизили ее своей отрицательной разностью. Только здесь общий баланс ноль и эта разница рельефно просматривается.

Для 2 на 2:

1. 12/34   2.13/24   3. 14/23

Для 4 на 4:

1. 1234/5678       2. 1256/3478      3. 1278/3456     4. 1357/2468

5. 1368/2457       6. 1458/2367      7. 1467/2358

Для 5 на 5:

1. 1 2 3 4 5  / 6 7 8 9 10    7.   1 2 5 7 10 / 3 4 6 8 9    13. 1 3 8 9 10 / 2 4 5 6 7

2. 1 2 3 6 8  / 4 5 7 9 10    8.   1 2 8 9 10 / 3 4 5 6 7    14. 1 4 5 8 9  / 2 3 6 7 10

3. 1 2 3 7 9  / 4 5 6 8 10    9.   1 3 5 7 8  / 2 4 6 9 10   15. 1 4 6 7 8  / 2 3 5 9 10

4. 1 2 4 7 8  / 3 5 6 9 10    10. 1 3 4 6 9  / 2 5 7 8 10   16. 1 4 7 9 10 / 2 3 5 6 8

5. 1 2 4 6 10 / 3 5 7 8 9     11. 1 3 4 5 10 / 2 6 7 8 9    17. 1 5 6 7 9  / 2 3 4 8 10

6. 1 2 5 6 9  / 3 4 7 8 10    12. 1 3 6 7 10 / 2 4 5 8 9    18. 1 5 6 8 10 / 2 3 4 7 9

Для 6´6:

1.  1 2 3 4 9 11 / 5 6 7 8 10 12     7.  1 3 4 5 6 10 / 2 7 8 9 11 12

2.  1 2 3 5 7 8 / 4 6 9 10 11 12     8.  1 4 5 8 9 12 / 2 3 6 7 10 11

3.  1 2 6 8 9 10 / 3 4 5 7 11 12     9.  1 5 7 9 10 11 / 2 3 4 6 8 12

4.  1 2 4 7 10 12 / 3 5 6 8 9 11    10. 1 2 5 6 11 12 / 3 4 7 8 9 10

5.  1 3 6 7 9 12 / 2 4 5 8 10 11     11. 1 4 6 7 8 11 / 2 3 5 9 10 12

6.   1 3 8 10 11 12 / 2 4 5 6 7 9



Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/  А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru