Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

КАКИМИ ВИДАМИ СПОРТА ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ?

Как уже говорилось в заключение к Части 1, в клетке человека «заложено» 20 000 генов. Любая деятельность активирует или ингибирует какую-то часть из них. Образ нашей жизни должен быть таким, чтобы обеспечить позитивный результат влияния повседневной деятельности на как можно более широкий круг генов. Мы также знаем, что простой бег активирует 470 генов. Можно предполагать, что другие виды физической активности расширят это поле. Поэтому чем в большем количестве видов спорта  человек имеет необходимые навыки, тем шире спектр позитивного воздействия.  Теперь нам необходимо из сотен различных видов спорта выделить необходимые.  Мы понимаем, что речь идет о разноплановых видах спорта. Мы  должны создать необходимую базу для последующих спортивных увлечений. Для этого нам необходимо выделить некоторый минимальный круг видов спорта, навыки в которых позволят успешно заниматься любым другим новым для себя видом спорта. Тогда мы можем быть уверены, что увлечение спортом останется с человеком на всю жизнь.

Каким видом спорта заниматься? Этот вопрос мы задаем себе в жизни не один раз. Давайте рассмотрим наиболее часто цитируемые в СМИ точки зрения.

«Немецкий журнал «Focus» и ряд российских СМИ, в том числе журнал «Огонек», опубликовали любопытную информацию о «полезности» для организма человека каждого из популярных видов спорта. Профессор Венского университета Соботка провел исследование 50 видов спорта с тем, чтобы выяснить, какой из них полезнее для человека. Он сравнивал их по таким параметрам: как они тренируют человека, насколько они безопасны, как они влияют на здоровье, как они воздействуют на окружающую среду. Бадминтон в данной классификации занял довольно высокое 13-е место, опередив теннис на 5 позиций. Особенно высокие баллы у бадминтона в разделах «координация», «гибкость», «безопасность» и «здоровье». Третье место по совокупности всех признаков занял гандбол, второе – плавание. Триатлон, недавно появившийся в России и ценимый за комплексное воздействие на организм, занял первое место. «Король спорта» футбол волей австрийских ученых занял 29-е место».

Данное исследование вызывает недоверие.  Откуда может взяться основание для субъективного сравнения сразу 50 видов спорта одним человеком? Какой из видов триатлона так сильно развивает координацию и гибкость? В триатлонный комплекс обычно сводят соревнование в беге, плавании и велосипеде. Каждый из этих видов наиболее сильно развивает показатель МПК (максимальное потребление кислорода), что действительно благоприятно для здоровья. Но это, пожалуй, единственный позитив и первенство триатлона выглядит неправдоподобно.

«Сквош признан самым здоровым видом спорта. Иначе говоря, неподкупный журнал Форбс отдал ему первенство как спорту, наиболее способствующему укреплению здоровья. Сквош обязан этим титулом Нейлу Сантельману, автору исследования по выявлению самого здорового вида спорта. Согласно этой методике многочисленные тренеры по многочисленным видам спорта, в том числе личные тренеры знаменитостей, спортсмены, психологи были опрошены по шести пунктам.  Это  четыре базовых критерия оценки физической нагрузки в фитнессе (повышение выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличение мускульной силы, увеличение мускульной выносливости и увеличение гибкости), а также по количество потребляемой энергии и риск получения травмы. По мнению журнала Форбс, в число «десяти самых здоровых» входят следующие виды спорта (в порядке убывания суммарного рейтинга): сквош, гребля, скалолазание, плавание, бег на лыжах, баскетбол, велоспорт, бег, современный пентатлон и бокс».

Речь идет о субъективно определяемых выборочных параметрах здоровья, что делает оценку весьма относительной. В основе лежат данные опроса, а не объективные оценки.

«В 2004 году американский телеканал ESPN провел исследование, призванное проранжировать различные виды спорта по сложности, по результатам которого самым сложным видом спорта был признан бокс. Группа экспертов, в состав которой входили ученые, журналисты и спортсмены, оценивала по десятибалльной шкале такие качества как выносливость, сила, энергия, скорость, ловкость, гибкость, сила духа, стойкость, координация и аналитичность применительно к их необходимости в каждом виде спорта. Средний балл для бокса по всем этим параметрам составил 72,37. Второе и третье места заняли хоккей на льду и американский футбол, набравшие, соответственно, 71,75 и 68,37 балла. Видом спорта, предъявляющим наименее серьезные требования к спортсменам, была признана спортивная рыбалка.

Boxing: 72.37; Ice Hockey: 71.75; Football: 68.37; Basketball: 67.87; Wrestling: 63.50; Martial Arts: 63.37; Tennis: 62.75; Gymnastics: 62.50; Baseball/Softball: 62.25 Soccer: 61.50»

Уверен, что бокс победил потому, что среди экспертов было больше его сторонников. Если человек занимался видом спорта, то для него реальные проявления вышеперечисленных качеств всегда будут выше их виртуальных проявлений в незнакомых видах спорта. Авторы исследования забыли включить в него вред, наносимый в боксе ударами в голову. Такая «рассеянность» делает оценки необъективными.

Итак, мы посмотрели наиболее цитируемые точки зрения. Главная слабость вышеприведенных мнений в  отсутствии основополагающей идеи выбора. Вместо нее идут ссылки на различные опросы, мнения всезнающих «дядей». Большинство детей не будет олимпийскими чемпионами, но здоровье необходимо всем им. Поэтому спорт необходим не только на стадии развития ребенка, а на протяжении всей жизни чтобы поддерживать себя в тонусе. Важен выбор не конкретного вида спорта (за исключением будущих олимпийских чемпионов), а формирование у него стимула заниматься спортом всегда, а не только сегодня и под давлением родителей. Ребенок будет заниматься спортом всегда только при условии, что спорт будет приносить ему эмоциональное удовлетворение. За этим самым удовлетворением он пойдет заниматься спортом и будет это делать постоянно. Тогда вопрос о выборе вида спорта зависит от решения вопроса о постоянном эмоциональном удовлетворении. Трудно поверить, что можно получать его, занимаясь всю жизнь одним и тем же видом спорта. Его можно получать только в том случае, если при неизбежной от возраста, изменения места жительства, появления новых вариаций, новых возможностей смены вида спорта уровень результатов не пострадает. Это получится, если  при переходе от одного вида спорта в другой ребенок сохраняет свою конкурентоспособность и, обыгрывая своих оппонентов, продолжает получать эмоциональное удовлетворение. Значит, нам нужен вид спорта, который можно считать  базовым для всех остальных видов. Но такого вида спорта не существует. Тогда нам следует выделить классы однотипных видов спорта и в каждом таком классе выделить базовый вид. Ни один вид спорта в отдельности не решает проблемы гармоничного развития. Поэтому наша задача сформировать из базовых видов спорта по различным направлениям такое гармоничное сочетание, которое позволит в  будущем без труда менять спортивные увлечения и претендовать в них на хороший уровень результатов. Мы должны назвать минимальное число таких видов спорта, успехи в которых  позволят занимающемуся выиграть воображаемый турнир по всем без исключения видам спорта. Такая задача мною решалась достаточно давно. Тогда она называлась проблемой переноса результатов между видами спорта. Перенос - это средняя разница в уровне результатов (рейтинге) занимающихся при их переходе из одного, приоритетного для них вида спорта, в другой, неприоритетный, при минимальной адаптации до устойчивых значений. Очевидно, что из множества однородных по содержанию видов спорта базовый вид будет выделяться своим переносом во все остальные виды. Нетрудно догадаться, что для интеллектуальных видов спорта таким видом будут шахматы. Число позиций на шахматной доске оценивается числом 10120. Для сравнения, число атомов во Вселенной оценивается «всего лишь» числом 1080. Все остальные интеллектуальные игры уступают им по вариативности. Если ребенок продвинулся в шахматах, то в дальнейшем он без сложностей адаптируется и к шашкам, и к го, и к рэндзю. А вот обратная последовательность в жизни, увы, не встречается.

Обычно виды спорта делят на стереотипные и ситуационные, с измеримым результатом и качественной оценкой, циклические и ациклические.   Платонов В.Н. (2004) предлагает две классификации. Первая состоит из 6 групп:

  1. Атлетические – (легкая атлетика (далее л/а), тяжелая атлетика, гребля)
  2. Управление средствами передвижения (автогонки, яхта и т.п.)
  3. С использованием спортивного оружия (лук, винтовка и т.п.)
  4. Конструкторские (авиа-, судомодели)
  5. Передвижение по местности (туризм, альпинизм)
  6. Абстрактно-композиционные (шахматы, шашки)

Классификация такого же рода, но примененная к артистам эстрады, скорее всего, даст  деление на А. Пугачеву и всех остальных. Выделим интеллектуальные и технические виды спорта. Другая классификация Платонова В.Н. (2004) более корректна:

  1. Циклические – плавание, гребля, беговые дисциплины
  2. Скоростно-силовые – тяжелая атлетика, метания, прыжки на лыжах
  3. Сложнокоординационные – гимнастика, прыжки в воду, стрельба
  4. Единоборства  - бокс, борьба
  5. Спортивные игры – волейбол, футбол
  6. Многоборья и комбинированные виды – пятиборье, триатлон и т.п.

Очевидно, что такая классификация лучше, но она слишком упрощенно объединяет совершенно разнородные виды спорта (гимнастика и парусный спорт).

Другая классификация разработана старшим научным сотрудником ВНИИФКа С. С. Грошенковым, который разделил все виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта, отличительная черта которых - тренировка быстроты, силы и специальной выносливости. Вторая требует преимущественно развитых координационных способностей. И третья - психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи тактического свойства.

Еще один вариант решения проблемы классификации видов спорта предложили профессора А. Б. Гандельсман и К. М. Смирнов. Согласно ей все виды спорта объединены в семь групп:

1. координационные . Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.

2. «на выносливость». К ним относятся бег, конькобежный спорт, велоспорт.

3. сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

4.  быстрый сбор и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.

5. ориентированной на центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие. К ней относятся мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.

6.  «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шахматы, русские шашки.

7. быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Это современное пятиборье, биатлон.

Эта классификация оказалась наиболее близкой к предложенной ниже. В результате исследований все виды были разделены по степени близости содержательной стороны дела или, иначе говоря, взаимосвязанности результатов.

  • Координационные: гимнастика, спортивные танцы, йога, акробатика, фигурное катание,  аэробика, скейтбординг, сноуборд, прыжки в воду
  • Циклические: лыжи, л/а бег, ориентирование, велосипед, роллерспорт.
  • Силовая выносливость: плавание, гребля, дайвинг, скалолазание, ледолазание
  • Единоборства: рукопашный бой, ушу, дзюдо, каратэ, вольная борьба,  регби др.
  • Интеллектуальные: шахматы, шашки, домино, рэндзю, го и т.п.
  • Игровые: футбол,  хоккей.
  • Ручной мяч: баскетбол, гандбол, волейбол, бейсбол.
  • Игровые единоборства: сквош,  бадминтон, теннис
  • Силовые: тяжелая атлетика, метание, пауэрлифтинг, бодибилдинг, армрестлинг.
  • Технические: компьютерный спорт, парусный спорт, дельтапланеризм, парапланеризм, автогонки, парашютный спорт.
  • Прикладные: бильярд, гольф, боулинг, стрельба, пейнтбол, фехтование, керлинг, горные лыжи.
  • Многоборья – триатлон, биатлон, лыжное двоеборье

Здесь выделены 12 направлений из однотипных видов, внутри которых существует большая корреляция в результатах. Особое положение у многоборий. Если я неплохо бегаю, то это позволяет мне хорошо выступать в беге, на лыжных гонках, в ориентировании и т.д. Но это не позволит мне столь же успешно выступать в шахматах или армрестлинге.   Сказанное не подразумевает, что необходимо заниматься одновременно всеми выделенными в качестве базовых  видов спорта сразу. Однако «вести» одновременно 2-3 вида вполне по силам.

Определяющим принципом выбора вида спорта является перспектива занятий спортом на протяжении всей жизни, а не только ее школьного периода. Следуя этому принципу, мы назвали минимальное число таких видов спорта, успехи в которых  позволят занимающемуся достойно выглядеть во всех остальных, еще «не освоенных» им видов спорта. Это шахматы,  вид рукопашного боя, футбол, лыжный спорт, плавание, сквош  (бадминтон), вид гимнастики (аэробика, спортивные танцы) и баскетбол (волейбол). Приведенный вариант из восьми видов спорта всесторонне развивает человека и создает базу для будущих спортивных увлечений.



Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/  А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru