ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Отличительной чертой многих педагогических исследований и является простая подмена одного слова на другое. Это определение бегемота через гиппопотама, рейтинга через оценку и т.д. Определение понятие через слово-синоним (здоровье – благополучие) не просто признание неспособности решить проблему. Это отсутствие критерия и возможности работать с понятием. Если дается определение какого-либо понятия, то из него однозначно должен следовать числовой критерий. Если числовых критериев под данное определение может подойти сколько угодно, то это означает необходимость дальнейших поисков смысла понятия. Если введенное понятие нельзя измерить, то это значит, что его просто не существует в повседневной практике. Конечно, могут быть в науке понятия, смысл которых пока неясен, но которые необходимы. Для таких понятий может быть мы еще пока при данном уровне развития науки не готовы дать оптимальное определение. Однако мы должны дать определение исходя из того, что нам известно сейчас. И заставить имеющиеся у нас результаты исследования работать на это понятие. Подмена одними понятиями другими есть банальное бегство от решения проблемы. Если мы можем измерить вес, то мы можем строить различные методики коррекции веса. С благополучием так работать не получится. Другой аспект возникает с определением понятия здоровья через некую норму. Это чисто медицинское представление о здоровье. Можем ли мы взять за основу понятие нормы? Норма определяется как среднее значение показателя для всего населения земного шара. Но еще не было такого показателя, для выяснения которого было обследовано все это самое население полностью. Точного значения нормы никто не знает. Поэтому так разнятся данные по нормам, сделанные на основе небольших выборок где-нибудь на селе и в городе. Реальная норма - величина виртуальная, неизмеряемая. Есть только ее приблизительное значение. С другой стороны, выдающиеся спортсмены как раз и стали выдающимися потому что у них отдельные параметры лежат далеко за пределами обычных отклонений. То что у других часто считают патологией, у больших спортсменов – реальная норма. За прошедшие сто лет доля физического труда упала в сотни раз. Интеллектуальный труд победил физический окончательно. Нам уже нет необходимости в больших бицепсах. Нам не надо колоть дрова. Подниматься на 9 этаж тоже не надо. Лифт пришел. Если нет необходимости в каких-либо качествах, то они просто обречены на деградацию. Вы можете повысить уровень силовых способностей. Но если в повседневности она не востребована, то уровень этих самых способностей продеградирует на исходные позиции. Когда космонавты возвращаются на землю в капсуле, то из нее их выносят на руках. Сами космонавты после пребывания на орбите перемещаться не могут. В невесомости нет необходимости в напряженной работе мышц и они неизбежно атрофируются. Поэтому после возвращения на землю космонавтам необходим целый курс адаптации к некогда привычным нагрузкам. В каком-то смысле мы тоже улетели в этот космос. Мы слабее своих родителей. А наши родители были уже слабее наших бабушек и дедушек. Поэтому ничего удивительного в том, что многие студенты подтягиваются 5-7 раз при нормах, которые были утверждены еще в 70-е годы (15 раз) нет. Это не повод для запуска очередной страшилки – нация вымирает!! Нация не вымирает. Нация перерождается в пользу увеличения своих возможностей в интеллектуальном поле за счет частичного снижения уровня физических кондиций. Таким образом, норма как величина эфемерная, плавающая, из-за неопределенности ее значения не может быть в основе определения понятия здоровья как объекта физической культуры. Более серьезным можно считать определение понятия здоровья через способность адаптироваться к предлагаемым нагрузкам. Здоровье – это диапазон возможностей организма приспособиться к выполняемой нагрузке. Адаптационный потенциал организма здесь выступает как критерий здоровья. Физическое здоровье должно быть связано с энергетикой организма. Наиболее близкой к этому идеалу представляется понимание здоровья Г.Л. Апанасенко (1988), который основным его критерием считал энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. Академик Н.М. Амосов говорил о том, что резервные возможности организма могут определяться как соотношение максимальной функции с ее нормальным уровнем. Дадим свое определение понятию здоровье, обобщающее все вышесказанное: Физическое здоровье – это энергетический потенциал организма, который реализуется в виде способности к совершению работы при выполнении произвольно выбранной нагрузки в сравнении со средним для данного пола и возраста уровнем. Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/ А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил |