Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

УКРЕПЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССУ

Чтобы понять главный фактор противодействия стрессу нам придется проследить за одним любопытным исследованием, которое поначалу с темой преодоления стресса не был связан. Психолог Джордж Миллер из Принстонского университета в своей статье «Магическое число семь плюс-минус два» (1956 г.), доказал, что люди способны держать в голове одновременно от пяти до девяти объектов. В этой связи было совершенно непонятно – как шахматисты умудряются анализировать позицию? Р.Саймон утверждал, что при помощи иерархической «упаковки» информации шахматисты получают возможность преодолеть этот предел, рассматривая не отдельные фигуры и ходы, а целые блоки. Оценивая время, необходимое на формирование нового блока в памяти, и число часов, которые игрок должен провести за изучением шахмат, прежде чем станет гроссмейстером, Р.Саймон подсчитал, что мастер владеет приблизительно 50–100 тыс. блоками шахматной информации. Он сформулировал свой собственный психологический закон — «правило десяти лет», согласно которому примерно столько времени напряженного труда требуется для безупречного овладения каким-либо мастерством. Р.Эрикссон утверждает, что важна не тренировка сама по себе, а «занятия, требующие усилий», когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности. Энтузиаст может часами играть в шахматы, в гольф, или на музыкальном инструменте, но так и не выйдет за пределы любительского уровня. То есть имеет значение не время, проведенное непосредственно за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основанная на преодолении. По всей видимости, мотивация оказывается важнее, чем врожденная способность. Именно поэтому в музыке, шахматах и спорте, т.е. там, где квалификация определяется по результатам соревнований, а не по академическим достижениям, профессионализма стали достигать дети (правда, при условии, что их опекают и поддерживают родители-энтузиасты). Более того, достигнутые успехи ведут к новым вершинам, поскольку каждое достижение ребенка усиливает его мотивацию. Мастерами не рождаются, а становятся. Вместо того чтобы вечно размышлять над вопросом: «Почему он не умеет читать?», учителя, наверное, должны спрашивать себя: «Разве может существовать что-то такое, чему он не сможет научиться?» Главный мотив, который совершенствует спорт – мотив преодоления. Он позволяет человеку оставлять за спиной длинный шлейф успешных проектов, достигнутых вершин, взятых высот. В таком состоянии человек стрессу недоступен. Точнее сказать, стресс в этом случае остается позитивным раздражителем. Лучшим противодействием разрушающему здоровье стрессу можно считать воспитанную в себе мотивацию преодоления. Есть хороший афоризм – иногда чтобы занять лидирующую позицию, достаточно сменить направление. Соответственно каждый из нас должен двигаться в жизни в том направлении, которое укрепляет в нас мотив преодоления. Это лучшая тактика противодействия стрессу.

Этот вывод косвенно подтверждается японскими учеными. В течение семи лет сотрудники университета Тохоку наблюдали за группой из 43 000 здоровых людей от 40 до 79 лет. 60% из них имели ясную цель в жизни, 5% признались, что таковой не имеют, остальные затруднились с ответом. Под словом цель было бы более правильно понимать не цель в жизни вообще (миссию), а локальную цель, которая их мотивирует на данном жизненном этапе. За время эксперимента выяснилось, что среди бесцельно живущих намного больше больных и самоубийц. И умирают они гораздо раньше, чем их целеустремленные современники. Смертность среди тех, кто не имеет ясной цели в жизни и избегает напряженной деятельности, в 1,5 раза выше, чем среди «активистов». За семь лет более 3 000 наблюдаемых в этой «бессмысленной» группе скончались из-за тяжелых болезней и в результате самоубийств. Кроме того, среди них оказалось вдвое больше страдающих от заболеваний сердца и головного мозга. Активный психологический настрой явно оказывает благоприятное воздействие на иммунитет. Крайне важно и после выхода на пенсию участвовать в жизни общества, не унывать и иметь постоянные занятия. Российских медиков вывод японских коллег не удивил. По экспертным оценкам, в 30–40% случаев болезни имеют психогенную природу.

Мотивацию преодоления необходимо воспитывать с детства. Вообще ребенка нет необходимости специально мотивировать преодолением. Для него этот мотив итак доминирует в связи с познанием окружающего мира. Нужно просто все время поддерживать в ребенке это желание. В качестве своеобразного примера приведу текст поздравительной открытки, написанной автором своей дочери на день ее рождения. «Милый Кристишек! Поздравляю тебя с девятым днем варенья! Надеюсь, в свой следующий день рождения ты уже догонишь меня по росту. Ты не должна жить одним желанием быть удобной для окружающих. Ты должна жить увлеченно, каждый день узнавая что-то новое, осваивая что-то полезное. Только в этом случае постоянного преодоления ты будешь чувствовать вкус жизни и радоваться ей. Это главное из того, что я бы хотел бы подарить тебе. И еще эту куклу – самую большую из всех в городе. Всегда с тобой. Папа».



Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/  А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru