Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Существует своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания - шумовое загрязнение. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и многих живых существ.

По данным австрийских исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Для сравнения, та же статистика  утверждает, что курение табака сокращает жизнь человека в среднем на 6-8 лет. Отсюда легко сделать вывод, что негативное влияние на человека от шума мегаполиса на 36% более значимо, чем от курения табака.

Представим стандартную ситуацию. После работы Вы дома. Закрыта дверь квартиры и, кажется, что за ней остались все проблемы и можно отдохнуть. Но не тут-то было. Даже в собственной "крепости" нет покоя. Квартира переполнена звуками: это скрип дверей и звуки из кухни, шаги домашних, работающие бытовые приборы. А если еще у соседей жизнь бьет ключом, и все по голове? Все это вместе образует какофонию звуков, так называемый бытовой шум, а от него - раздражительность, стресс, усталость. И встает извечный вопрос: кто виноват, и что делать?

Сначала немного теории: что такое "звук" и "шум". Звук - физическое явление, вызванное колебательными движениями частиц. Звуковые колебания имеют определенную амплитуду и частоту. Так, человек способен слышать звуки, различающиеся по амплитуде в десятки миллионов раз. А то, что понимают под словом "шум", представляет собой беспорядочное хаотичное смешение звуков. Для измерения громкости используется так называемая шкала "А" с единицами измерения - децибелами (дБ). Порог слышимости определен в 0 дБ. Шум леса - 10-24 дБ, приготовление пищи на плите - 35-42 дБ, перемещение лифта 34-42 дБ, разговор (спокойный) - 65 дБ, детский плач - 78 дБ, музыкальный центр - 85 дБ, интенсивное уличное движение 78-92 дБ.

В соответствии с санитарными нормами уровень шума около зданий в дневное время не должен превышать 55 дБА, а ночью (с 23 до 7 ч утра) — 45 дБА, в квартирах — соответственно 40 и 30 дБА.

Человеческий организм по-разному реагирует на шум разного уровня. В диапазоне 35-60 дБ реакция индивидуальная (может мешать или нет). Шумы уровня 70-90 дБ при длительном воздействии приводят к заболеванию нервной системы, а более 100 дБ - к снижению слуха, вплоть до глухоты.

Различают три вида шума по характеру его распространения в помещении: воздушный, структурный, ударный. Воздушный - это шум, непосредственно излученный в воздух, когда источник шума не связан с ограждающими конструкциями механической связью. Это, например, разговор, работающий теле- или радиоприемник.

Структурный источник шума создается от механического воздействия и слышен даже на значительном удалении от источника. Например, ходьба по полу передается стене, а ее колебания слышны в соседнем помещении. Или когда в зданиях создается вибрация, вызванная работой насосов, лифтов, вентиляторов, ручного электроинструмента.

Самый неприятный - ударный шум. Он создается от непосредственного контакта предмета о предмет (например, удары в стену, стук по трубе центрального отопления). Он обычно распространяется на большие расстояния.

Конечно, когда хочется тишины и покоя, совершенно все равно, какого вида шум. Наша задача - избавиться от него. Действовать здесь можно двумя способами: снизить уровень шума источника (когда это возможно) или установить преграду на пути звука.

С точки зрения звукоизоляции, наследство, которое нам досталось от периода массового строительства - плохое наследство. Дело в том, что звукоизоляция в основном определяется массивностью конструкции. При одной и той же силе звуковых волн, повышение массивности конструкции снижает ее вибрацию и уменьшает силу звука, излучаемого ею. Поэтому, увеличивая массу конструкции, вы увеличиваете звукоизоляцию. Но, увы, у нас есть уже готовые стены и перекрытия, и попробуй их увеличь! Да и следует учесть, что при наращивании массы конструкции в 2 раза звукоизоляция увеличивается всего лишь на 6 дБ.
Существуют строительные нормы и правила, в которых жестко оговорен минимум индекса изоляции ограждающих конструкций. Например, для воздушного шума в жилых зданиях индекс составляет 50 дБ. Это - санитарная норма, нижний порог более-менее комфортабельного существования. Но эта норма рассчитана на обычный шум, а не на музицирование, застолье и шумную улицу. Кроме того, эти 50 дБ достигаются только при точном соблюдении технологии строительства. Таким образом, большинство наших людей страдают от того, что слышат больше, нежели хотелось бы.

Если вы живете в здании дореволюционной постройки или первых лет советской власти, и вам достались массивные кирпичные стены и толстые (30-40 см) деревянные либо металлические засыпные перекрытия, то звукоизоляция вашей квартиры в целом хорошая. Но если говорить о зданиях облегченной конструкции тридцатых и последующих годов, то, скорее всего, звукоизоляция квартиры будет крайне мала. Дома же последних серий собраны из жестких железобетонных элементов с хорошей проводимостью звука, а монолитные и сварные стыки способствуют хорошему прохождению звука. Разумеется, уровень шума, проникающего снаружи, стараются ограничивать уже на стадии строительства и даже проектирования. Например, санузлы и кухни объединяют в отдельные блоки, граничащие с лестничными клетками или аналогичными блоками соседних квартир. Но чаще всего это не помогает, и жильцам самим приходится заниматься дополнительной звукоизоляцией помещения.

По данным НИИ Генплана Москвы, 80% жителей столицы живут в зоне с опасным для здоровья уровнем шума (см. карту).

По данным служб экомониторинга, в целом по Москве за минувшее десятилетие уро­вень шума увеличился на 5-6 дБ и теперь в среднем рас­тет на 1 дБ в год. На автомагистралях его ин­тенсивность достигает 80-90 дБ, причем на многих из них он даже ночью не падает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам не дол­жен превышать 40 дБ.

В боль­шей части жилых домов допус­тимые уровни шума (50 дБ) зна­чительно превышены, возле основных дорог - до 65 дБ, на улицах районного значения - в среднем до 55 дБ. Кстати, динамика уровня заболеваемости ишемической болезнью сердца в столице четко коррелирует с ростом количества автотран­спорта и общей шумовой наг­рузки.

В условиях мегаполиса человек находится в постоянной зависимости от действия шумовой нагрузки, к которой он привыкает и которая в большинстве случаев становится для него малозаметным жизненным фактором, не побуждающим к незамедлительной защитной реакции.

В этом и состоит ответ на то, почему в городе борьбе за тишину отводится одно из последних мест. О тишине просто забывают, т.е. привыкают к противоположной категории - к шуму, приводящему постепенно организм человека к пагубным ответным реакциям. При этом зачастую такие реакции даже не отождествляются с вызвавшим их шумовым фактором.