Олег Басилашвили (АИФ №39 от 23.09. 09) Народный артист СССР Олег Басилашвили в субботу отмечает свой 75-летний юбилей - в этот день он выйдет на сцену Малого театра, где его родной БДТ Товстоногова представит спектакль «Копенгаген». «Честно говоря, мне очень бы хотелось побыть в этот день одному, походить по Москве - я в ней родился и люблю этот город. Очень хочется побывать на Ваганьковском кладбище, в Донском монастыре - там покоятся мои родные. Но так распорядился театр, и в свой юбилейный вечер я играю спектакль. Он отметил, что терпеть не может публично отмечать дни рождения, поэтому постарается сделать все как можно скромнее - после спектакля придут коллеги и друзья поздравить его. На этом и закончим. Приду в гостиницу и лягу спать». «Сегодня у нас кризис. Я убежден, что все только по одной простой причине - забыты основы человеческих взаимоотношений. Главное сегодня - это погоня за прибылью, выгода. И во имя этого можно пойти на все: отравлять атмосферу, строить небоскребы в центре Санкт-Петербурга, уродуя первозданный вид города, являющего собой музейную редкость. Вот из-за этого такая жизнь, и именно это и приводит к кризису. И задача современного театра и кино новаторским, андеграундным или классическим языком говорить на эту тему, говорить о нравственности», - подчеркнул артист. — Я испытываю если не разочарование, то чувство, близкое к этому. Ощущение, что Россия очень медленно, но всё же скатывается на рельсы недемократические. Несмотря на правильные заявления президента, положительных сдвигов я не вижу. А произойти они могут только тогда, когда в парламенте и в других общественных организациях начнут бороться мнения. Не помню точно, кто сказал, что Дума не место для дискуссий. Это порочное заявление! Потому что в Думу депутаты избираются с одной лишь целью — дискутировать. В этих спорах, может быть, и родится истина. Но все предложения, исходящие сверху, утверждаются парламентом безоговорочно. На мой взгляд, в этом кроется громадная опасность — опасность того, что мнение одного человека или группы лиц, его окружающих, будет считаться за единственно правильное. Но оно может и не быть правильным — ведь людям свойственно ошибаться! И это может привести нас к страшной трагедии. «АиФ»: — 20 лет назад мы изо всех сил пытались уйти от нашего советского прошлого, сегодня всё чаще с ностальгией вспоминаем, как хорошо тогда жилось. Довспоминались до того, что Сталина назвали эффективным менеджером. О. Б.: — Пусть человек, который называет Сталина успешным менеджером, не надеется на то, что, если вдруг вернутся те времена, то в лагеря возьмут не его самого, а соседа или врага. Нет, беда эта может коснуться любого, в том числе и его семьи. Ибо в тюрьмы, в психушки при Сталине попадали люди невинные. Этот «успешный менеджер» использовал рабский труд. Электростанции, заводы, железные дороги — всё было построено рабами. Рабами! А любое рабское государство погибает. Поэтому Сталин — не успешный менеджер, это просто людоед! И потом, если бы это был человек, действительно думающий о будущем своей страны, то, наверное, он создал бы несколько иную государственную систему, а не ту, которая развалилась через пять минут после его смерти». Хотелось бы пожелать замечательному актеру долголетия. Но сейчас попробуем выделить доминирующие моменты. Как мы видим, прославленный актер считает важным говорить не столько о ролях, удачных и не очень фильмах, насыщенной театральной жизни, а пользуется моментом всеобщего внимания для того, чтобы сообщить свою озабоченность. «Ощущение, что Россия очень медленно, но всё же скатывается на рельсы недемократические. Несмотря на правильные заявления президента, положительных сдвигов я не вижу». Речь идет о твердой убежденности актера в том, что демократической тенденции нет альтернативы. Отсутствие плюрализма, демократии рождает ощущение надвигающейся опасности. Он сразу вспоминает о Сталине, при котором люди были просто рабами. Таким образом, актер улавливает связь тенденций сегодняшней и прошлой жизни, предупреждает нас об опасности. И это в свой юбилей!! Другой бы принимал цветы, записывал бы на ТВ свой вечер.. Нетрудно предположить, что речь идет о склонном к стратегической работе ТЛ «Бальзак». Теперь вопрос о манере решения проблемы. При такой речи надо вроде бы идти на баррикады, брать булыжник и кидать им в антидемократические силы. Он поступает именно так? Ничего подобного. Он решает эту задачу через мир воображения. «Задача современного театра и кино новаторским, андеграундным или классическим языком говорить.. о нравственности». «Главное сегодня - это погоня за прибылью, выгода» в ущерб «человеческим взаимоотношениям». Одни люди живут лучше, ущемляя других и нужно разбудить в них нравственность через художественные образы, в том числе и самого Олега Басилашвили. Поблагодарим его за действительно замечательные работы. Вместе с тем, для определения ТХ шизоидный есть много других «подсказок» в тексте. В такой день он опасается интенсивных межличностных контактов и предпочитает быть один. Он нетребователен – не обязывает всех поздравлять его. Склонность к независимости вынуждает его резко говорить о политике и политиках. Итак, подведем итог. Олег Басилашвили средствами художественных образов содействует формированию нравственности для поддержания необходимых демократических тенденций. Таким образом, можно говорить о шизоидном Бальзаке. Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г. |