Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПЕРСОНАЛА СПОРТИВНОГО КЛУБА

Рассмотрим психологические портреты персонала клуба. (Табл.47).

Предположим, что нам нужен тренер-селекционер. Для него главное – это изобилие контактов. Значит, он должен быть этическим экстравертом. Тогда он будет стремиться к контактам (экстраверт) и способен к взаимопониманию (этик). Это психотипы Гюго (ESFJ), Гамлет (ENFJ), Наполеон (ESFP), Гексли (ENFP).  Кроме того, тренер-селекционер должен быть в курсе многочисленных подробностей контрактов, законодательства – компульсивный тип характера.

Таблица 47. Соответствие типа работника виду деятельности

Название должности

Обозн

Психотипы

Тип характера

Руководитель вида сп.

ИнИтЛо

Робеспьер, Бальзак

Шизоидный

Главный тренер сборн.

ИрЛо

Дон-Кихот, Жуков, Бальзак, Габен

Нарцисс

Президент клуба

ИтЭк

Дон-Кихот, Джек, Гексли, Гамлет

Нарцисс

Главный тренер клуба

РаЛо

Робесп-р, Максим, Штирлиц, Джек

Нарцисс

Тренер-селекционер

ЭкЭт

Гюго, Гексли, Наполеон, Гамлет

Компульсивн.

Второй тренер

СеЛо

Максим, Габен, Жуков, Штирлиц

Компульсивн.

Нападающий

ИрСе

Дюма, Габен, Жуков, Наполеон

Психопатическ

Разыгрывающий

РаИт

Достоев-й, Робеспьер, Джек, Гамлет

Шизоидный

Защитник

РаСе

Гюго, Максим, Драйзер, Штирлиц

Параноидальн.

Судья

ИрСе

Дюма, Габен, Жуков, Наполеон

Компульсивн.

Психолог команды

ЭтИн

Дюма, Есенин, Достоевс-й, Драйзер

Депрессивный

Тренер ДЮСШ

РаЭт

Гюго, Гамлет, Достоевсс-й, Драйзер

Мазохистичес

Пресс-атташе

РаЭт

Гюго, Гамлет, Достоевс-й, Драйзер

Истерический

Администратор

ИрЭк

Дон-Кихот, Гексли, Джек, Напол-н

Истерический

Менеджер клуба

ЭкЛо

Джек,   Штирлиц, Дон-Кихот, Гексл

Шизоидный

Бухгалтер клуба

РаЛо

Робесп-р, Максим, Штирлиц, Джек

Параноидальн

Врач, юрист клуба

РаСе

Гюго, Максим, Драйзер, Штирлиц

Компульсивн.

Предположим, что нам нужен клубный тренер. Такой тренер должен сконструировать продвинутую логическую модель игры (быть логиком) и быть способным спланировать деятельность в долгосрочной перспективе (быть рационалом). Весьма желательна способность к управлению игровой деятельностью в экстремальных соревновательных условиях. По данным из Бостонского университета (США) люди с характером типа нарцисс способны управлять в экстремальных ситуациях на 20% более эффективно, чем люди с другим типом характера.  Следовательно, нам нужен рациональный логик с нарциссическим типом характера. Детский тренер должен быть рациональным этиком с мазохистическим типом характера, поскольку контакт с ребенком, устойчивость к отклонениям его поведения – необходимое условие его дальнейших занятий спортом.  Теперь об игроках. Уровень игрока складывается из его потенциала (рейтинга) и способности рационально использовать этот потенциал (эффективность тактики). Следовательно, нападающими играют те, чей рейтинг наибольший. Это играющие напролом легко перестраиваемые сенсорные иррационалы: Дюма (ISFP), Жуков (ESTP), Наполеон (ESFP), Габен (ISTP). Разыгрывающим играет тот, у кого высоком рейтинге выше эффективность игры. Она может быть выше за счет рационального распределения нагрузок среди разменов. Это рациональные интуиты: ДСТ, Достоевский (INFJ), Робеспьер (INTJ), Джек (ENTJ), Гамлет (ENFJ). Для защитников наиболее характерны высокий рейтинг отбора, способность рационально организовать подстраховку и т.п. Это рациональные сенсорики: Штирлиц (ESTJ), Максим (ISTJ), Гюго (ESFJ), Драйзер (ISFJ). Ниже приведены наиболее предпочтительные варианты выбора персонала клуба. В отличие от остальных вариантов персонала им не требуется адаптации к выбранному виду деятельности.    Вы не можете сказать: «меня это не интересует»! Однако рано или поздно выбранные Вами работники обязательно реформируют предложенную им деятельность в соответствии со своей доминантой.

Эта работа получила достаточно неожиданное продолжение. Соискатель ИФКССиТ (Екатеринбург)  А.Рябов попытался связать в своем исследовании процент не работающих по окончании института по специальности с несоответствием психологического профиля выпускника его будущей работе. Не так давно министр образования А.Фурсенко сообщил, что 92% выпускников российских Вузов не работают по полученной ими специальности. ИФКССиТ здесь также не может похвалиться высоким процентом. Отчасти это можно объяснить тем, что при поступлении предпочтение отдается спортсменам. Однако, по окончании института, выпускникам придется уже работать не как спортсменам, а как профессиональным работникам сферы физической культуры и спорта.

В качестве исходной предпосылки было выдвинуто предположение о том, что те пропорции, которые характерны для обычного спортивного клуба, характерны в целом для отрасли физической культуры и спорта. Это приблизительно так, поскольку именно различного рода спортивные клубы являются основой всей отрасли. Поэтому было предложено  считать  структуру  профессионального  спортивного  клуба  примерной  моделью  структуры  сферы  ФК.  Для  того  чтобы  100%  выпускников  работали  в сфере  ФК  необходимо,  чтобы  пропорции  по  2-м  дихотомиям  между  потребностью  и  выпуском  студентов  соответствовали  друг  другу. При этом не анализировалось соотношение спрос/предложение на рынке труда. Условно предполагалось, что, скажем, ста выпускникам ИФКССиТ соответствует сто вакансий в структурах различных спортивных клубов.

Педагогический  эксперимент  проводился  у  студентов  1-5  курсов  специальностей  022300 «Физическая  культура  и  спорт»  и  061100  «Менеджмент организации» ИФКССиТ (Екатеринбург).  Было  исследовано,  в  общей  сложности,  около  160  студентов. В  результате  повторного тестирования только 87% студентов «подтвердили» результаты своего первого тестирования. Остальные 13% при повторном тестировании «поменяли» свой психотип и их результаты были отброшены из дальнейшего рассмотрения. Результаты приведены в Таблицах 48-50.

Таблица  48 .

Соответствие  психологического  профиля  студентов  ИФК,СС и Т  потребностям  рынка  по  одной  дихотомии.

Дихотомия

Необходимо, %

Фактически, %

Дисбаланс, %

Экстраверт

Интроверт

Рационал

Иррационал

Сенсорик

Интуит

Логик

Этик

62

38

44

56

63

37

57,5

42,5

72

28

57

43

64

36

38

62

+ 10

- 10

+ 13

- 13

+ 1

- 1

- 19,5

+ 19,5

Таблица  49 .

Соответствие  психологического  профиля  студентов  ИФК,СС и Т  потребностям  рынка  по  2  дихотомиям

Дихотомия

Необходимо, %

Фактически, %

Дисбаланс, %

РаСе

ЛоЭк

ИрЭт

РаЭт

ИрСе

ЭтЭк

ИтЭк

РаЛо

17,7

5,9

2,95

2,95

26,55

2,95

17,7

23,6

15,8

8,5

11,3

13,8

10,1

20,6

10,5

9,31

1,91

-2,6

-8,4

-11

16,4

-18

7,17

14,3

Как следует из этой таблицы, 39,8% выпускников не найдут себе применение в сфере ФКиС.

Были проанализированы  структуры  различных  ведущих  спортивных  клубов. В  частности,  таких  как:  футбольный  клуб  «Зенит»  (г. Санкт-Петербург);  баскетбольный  клуб  ЦСКА  (г. Москва);  волейбольный  клуб  «Динамо»  (г. Москва);

Таблица  50.

Соответствие  психологического  профиля  студентов  ИФК,СС и Т  потребностям  рынка  по  4-м  дихотомиям.

Дихотомия

Требуется, %

Фактически, %

Дисбаланс, %

Жуков (ESTP)

Максим (ISTJ)

Штирлиц (ESTJ)

Габен (ISTP)

Гюго (ESFJ)

Наполеон (ESFP)

Дюма (ISFP)

Драйзер (ISFJ)

Джек (ENTJ)

Бальзак (INTP)

Дон-Кихот (ENTP)

Робеспьер (INTJ)

Гамлет (ENFJ)

Есенин (INFP)

Гексли (ENFP)

Достоевский (INFJ)

3

7

9

5

9

7

5

4,5

7

6

7,5

6

7

5

5

6

5

7

13

4

13

15

1

6

-

3

3

3

12

1

11

3

2

0

4

-1

4

8

- 4

1,5

- 7

- 3

- 4,5

- 3

5

- 4

6

- 3

По этой таблице 30,5% выпускников не найдут себя в сфере ФКиС. Если  принять  структуру  спортивного  клуба  прообразом  структуры  сферы  физической  культуры  (ФК),  то  30-39%  студентов  ИФКССиТ  не  имеют  перспективы  работы  в  сфере  ФК.  Однако  если  учитывать  факторы  сменяемости  по  возрасту  (3-7%)  и  текучести  кадров (7-10%), получим  резкое увеличение этих цифр фактически до 90-100%. Что   мы  имеем  в  настоящее  время. Это  говорит  о  том,  что  косвенно  подтверждается  правильность  выбора  направления  исследования  (Типы Личности). Результатом  работы  послужила  рекомендация  к  использованию  предварительного  тестирования  на  стадии  приема  документов  у  абитуриентов  с  последующим  консультированием  и  корректировкой  их  выбора.


Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г.
Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова / М.: Изд-во «Советский спорт», 2009
www.polozov.nemi-ekb.ru