ТИПЫ МОТИВОВ Из множества вариантов мотивации, помимо указанных Маслоу, считаю необходимым выделить следующие: Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными. Мотив достижения - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Мотив самоутверждения и признания связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда называют мотивом власти Мотив познавательный связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения могут быть новые возможности, информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы. Мотив самореализации и саморазвития. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Мотив рекреационно-игровой. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. Мотив негативный - это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности Мотив принадлежности к определенной группе. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях. Независимость - каждый страстно желает, чтобы он был хозяином своей судьбы, а не винтиком в огромном механизме жизни. Безусловно, есть и другие мотивы. Нельзя не согласится с Х. Хекхаузеном в том, что существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид – среда». Однако есть мотивы с большим удельным весом в принятии решений, а есть мотивы-»карлики». Их удельный вес в реальной жизни представляется существенно меньшим, чем у вышеперечисленных мотивов. По нашему представлению каждый тип личности обладает врожденной мотивацией на определенные ориентиры. Например, психотип Робеспьер ориентирован на создание научной теории и борьбе за независимость. Психотип Наполеон мотивирован на стремление стать лучшим из лучших. Итак, для психотипа Робеспьер, можно представить себе мотивационную иерархию следующим образом: Физиологические мотивы. Мотив безопасности Мотивы принадлежности и любви Мотив самоуважения Познавательный мотив. Создании концепций Мотив независимости. Мотив общения. Мотив достижения. Мотив самоутверждения и признания. Мотив познавательный. Мотив самореализации и саморазвития. Мотив рекреационно-игровой. Мотив негативный. Мотив принадлежности к определенной группе. Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г. |