Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Предистория ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ

Под мотивацией А.Б. Орлов (1989) понимает процессы детерминации активности человека и животных или формирование побуждения к деятельности. Д. Дьюсбери (1981) считает, что понятие мотивации используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна.

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. В связи с таким положением В. К. Вилюнас (1990) высказывает сомнение в целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив». Вместо этого он предлагает сосредоточить внимание на более отчетливом обозначении и описании отдельных феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другой подход предлагает В. А. Иванников (1985): нужно сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение».

В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (1994) пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», т. е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения. Неудивительно, что в его двухтомной монографии за «мотив» принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им «мотивом власти»; потребность в достижении — «мотив достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и другие), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

С.Л. Рубинштейн сказал, что мотивы составляют ядро личности. «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация управления человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности». Исследование проблемы мотивации сопровождается «столь большим многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов … говорить о практической неразрешимости проблемы». (Е.И. Ильин, 2004). К сожалению, большое количество исследований до сих пор не переросло в качественную консолидацию вокруг небольшого числа направлений исследования. Более того, терминологический лексикон занимающихся исследованием мотивации переполнен аналогичными словами: амбиции, стимулы, мотивы, инстинкты, поощрения, потребности, ценности, потребность, стремления, цели, влечения, установки, идеалы.

А. Маслоу в 1940 году создал «пирамиду потребностей»:

   — физиологические потребности;

   — потребность в безопасности;

   — потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;

   — потребность в уважении и признании;

   — потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию  есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т. е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Эстетические потребности. По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытных племен.

Общеизвестна ошибка А. Маслоу, который считал, что пока не будут удовлетворены потребности низкого порядка не идет речь не идет. То есть, если человек немного не доел, то думать о работе он не способен. Поэтому данное решение следует воспринимать как такое, при котором потребности низшие имеют больший удельный вес в принятии решений.

Интересные положения сформулировал на основе многолетних исследований мотивации Х. Хекхаузен, заключающиеся в следующем:

- существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид – среда»;

- мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции;

- люди различаются по индивидуальным проявлениям мотивов (характеру, силе). Возможны различные иерархии мотивов у разных людей;

- поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив становится действенным. Здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотивов;

- мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние, либо целевое состояние не перестанет угрожающе удаляться, либо условия ситуации не сделают другой мотив более насущным;

- побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация понимается как процесс выбора между возможными различными действиями, процесс регулирующий, направляющий действия человека на достижение целей;

- мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта до и после выполнения действия.

деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит использование субъектом функциональных способностей человека.

Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

– стремление к самосовершенствованию;

– стремление к самовыражению и самоутверждению;

– социальные установки;

– удовлетворение духовных и материальных потребностей.

И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев (См. Таблицу 19).

Таблица 19..

Классификация мотивов спортивной деятельности


По направленности на процесс или результат деятельности

Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.)

Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. Последствия победы и т. п.)

По степени устойчивости

Ситуативные (кратковременные, проходящие)

Устойчивые (долговременные, часто многолетние)

По связи с целями спортивной деятельности

Смыслообразующие (прямо связанные с целью)

Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)

По месту в системе “Другие Я”

Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)

Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.)

По доминирующей установке

Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска)

Мотивация избегания неудачи

В. Танаев, И. Карнаух (2004) связывают мотивацию с типами личности. Они считают, что определяющими для мотивации являются дихотомии экстраверсия – интроверсия и сенсорика – интуиция. Люди с сочетанием экстраверсия – сенсорика (ТЛ «Гюго», «Жуков», «Наполеон» и «Штирлиц») стремятся к властным полномочиям («мотив власти») престижному названию должности, наличию секретарей, машин, власть и влияние, внимание и уважение. Склонны к экспансии, расширению круга своей деятельности. Люди с сочетанием экстраверсия – интуиция (ТЛ «Дон-Кихот», «Гамлет», «Джек», «Гексли») озабочены своей уникальностью. Они предпочитают, чтобы их хвалили за ум, оригинальное решение задачи и часто доставляют массу хлопот своему руководству по этим причинам. Их вдохновляет сложность задачи, увлекательность и ее перспективность. Люди с сочетанием интроверсия – сенсорика (ТЛ «Дюма», «Максим», «Драйзер», «Габен») склонны к «выцарапыванию» денег, завышенными материальными претензиями. Стремятся к материальному достатку, уверенности в завтрашнем дне, к комфорту. Считается, что работодатель прежде всего должен наладить отношения с этой группой работников и тогда с остальными категориями у него проблем не будет. Самую сложную для мотивирования группу образуют люди с сочетанием интроверсия – интуиция (ТЛ «Робеспьер», «Есенин», «Бальзак», «Достоевский»). Их мотивацией является самоценность. Их интересует возможность заниматься тем, что значимо для них, в свойственном им темпе. Мир идей – это то, ради чего они будут самоотверженно трудится. На этих людей трудно воздействовать материальными стимулами. К ним нужен индивидуальный подход.



Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г.
Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова / М.: Изд-во «Советский спорт», 2009
www.polozov.nemi-ekb.ru