Предистория ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ Под мотивацией А.Б. Орлов (1989) понимает процессы детерминации активности человека и животных или формирование побуждения к деятельности. Д. Дьюсбери (1981) считает, что понятие мотивации используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. В связи с таким положением В. К. Вилюнас (1990) высказывает сомнение в целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив». Вместо этого он предлагает сосредоточить внимание на более отчетливом обозначении и описании отдельных феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другой подход предлагает В. А. Иванников (1985): нужно сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение». В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (1994) пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», т. е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения. Неудивительно, что в его двухтомной монографии за «мотив» принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им «мотивом власти»; потребность в достижении — «мотив достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и другие), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии). С.Л. Рубинштейн сказал, что мотивы составляют ядро личности. «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация управления человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности». Исследование проблемы мотивации сопровождается «столь большим многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов … говорить о практической неразрешимости проблемы». (Е.И. Ильин, 2004). К сожалению, большое количество исследований до сих пор не переросло в качественную консолидацию вокруг небольшого числа направлений исследования. Более того, терминологический лексикон занимающихся исследованием мотивации переполнен аналогичными словами: амбиции, стимулы, мотивы, инстинкты, поощрения, потребности, ценности, потребность, стремления, цели, влечения, установки, идеалы. А. Маслоу в 1940 году создал «пирамиду потребностей»: — физиологические потребности; — потребность в безопасности; — потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; — потребность в уважении и признании; — потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т. е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию. Эстетические потребности. По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытных племен. Общеизвестна ошибка А. Маслоу, который считал, что пока не будут удовлетворены потребности низкого порядка не идет речь не идет. То есть, если человек немного не доел, то думать о работе он не способен. Поэтому данное решение следует воспринимать как такое, при котором потребности низшие имеют больший удельный вес в принятии решений. Интересные положения сформулировал на основе многолетних исследований мотивации Х. Хекхаузен, заключающиеся в следующем: - существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид – среда»; - мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции; - люди различаются по индивидуальным проявлениям мотивов (характеру, силе). Возможны различные иерархии мотивов у разных людей; - поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив становится действенным. Здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотивов; - мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние, либо целевое состояние не перестанет угрожающе удаляться, либо условия ситуации не сделают другой мотив более насущным; - побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация понимается как процесс выбора между возможными различными действиями, процесс регулирующий, направляющий действия человека на достижение целей; - мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта до и после выполнения действия. деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит использование субъектом функциональных способностей человека. Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть: – стремление к самосовершенствованию; – стремление к самовыражению и самоутверждению; – социальные установки; – удовлетворение духовных и материальных потребностей. И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев (См. Таблицу 19). Таблица 19.. Классификация мотивов спортивной деятельности
В. Танаев, И. Карнаух (2004) связывают мотивацию с типами личности. Они считают, что определяющими для мотивации являются дихотомии экстраверсия – интроверсия и сенсорика – интуиция. Люди с сочетанием экстраверсия – сенсорика (ТЛ «Гюго», «Жуков», «Наполеон» и «Штирлиц») стремятся к властным полномочиям («мотив власти») престижному названию должности, наличию секретарей, машин, власть и влияние, внимание и уважение. Склонны к экспансии, расширению круга своей деятельности. Люди с сочетанием экстраверсия – интуиция (ТЛ «Дон-Кихот», «Гамлет», «Джек», «Гексли») озабочены своей уникальностью. Они предпочитают, чтобы их хвалили за ум, оригинальное решение задачи и часто доставляют массу хлопот своему руководству по этим причинам. Их вдохновляет сложность задачи, увлекательность и ее перспективность. Люди с сочетанием интроверсия – сенсорика (ТЛ «Дюма», «Максим», «Драйзер», «Габен») склонны к «выцарапыванию» денег, завышенными материальными претензиями. Стремятся к материальному достатку, уверенности в завтрашнем дне, к комфорту. Считается, что работодатель прежде всего должен наладить отношения с этой группой работников и тогда с остальными категориями у него проблем не будет. Самую сложную для мотивирования группу образуют люди с сочетанием интроверсия – интуиция (ТЛ «Робеспьер», «Есенин», «Бальзак», «Достоевский»). Их мотивацией является самоценность. Их интересует возможность заниматься тем, что значимо для них, в свойственном им темпе. Мир идей – это то, ради чего они будут самоотверженно трудится. На этих людей трудно воздействовать материальными стимулами. К ним нужен индивидуальный подход. Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г. |