Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Рейтинги качества и управления

Рейтинги устойчивости, представляющие большое значение для финансового взаимодействия компаний и кредитных организаций, имеют давнюю историю, достаточно хорошо разработаны и регламентированы определенными стандартами формирования. В то же время, многих скорее интересует качество продуктов, услуг, производимых компанией. В этой связи такие рейтинги достаточно востребованы.
Если рейтинги качества продукции и услуг представляют быстрее краткосрочный интерес, то при формировании долгосрочных связей важным является качество управления хозяйствующим субъектом. В рыночной экономике социальная компонента, включая корпоративное управление, имеет самостоятельное значение и некоторые особенности. Поэтому в данной главе рассмотрим также особенности построения этих рейтингов.

8.1. Рейтинги качества товаров и услуг

Рейтинги качества товаров и услуг ориентированы, прежде всего, на потребителя. Поэтому заинтересованными лицами выступают также производители. Рейтинговые агентства (РА) являются посредниками в этой цепочке, предоставляя рынку, как ожидается, независимую оценку.
Основной проблемой при формировании рейтингов этого типа является отсутствие общепризнанных критериев, которые могли бы удовлетворить широкую общественность. Они являются предметом публикаций в прессе, характеризуют определенные стороны деятельности компаний, но, как правило, только некоторые стороны. Являясь срезом оценки деятельности, эти рэнкинги могут быть и предметом «подгонки» результата под определенную задачу или действующих лиц.
Поэтому при подготовке рейтингов качества достаточно высок уровень экспертной составляющей. При этом, как правило, осуществляется анализ иерархии потребительских качеств, существенных для сопоставления продуктов и услуг, на основе чего реализуется оценивание субъектов анализа по каждой из составляющих и на основании этого реализуется комплексное оценивание субъекта. Одним из механизмов построения комплексной оценки может служить конструктор рейтингов, представленный в главе 4.
Номенклатура рейтингов и рэнкингов товаров и услуг достаточно разнообразна и легко может быть оценена при поиске в интернете. При этом надо иметь в виду, что нередко понятие рейтинг подменяет понятием рэнкинг, хотя таковым не является, представляя оценивание одной из сторон деятельности. Типовым примером являются рэнкинги компании РБК (). Как утверждает компания, они отслеживают порядка 1000 срезов деятельности финансовых компаний, предприятий различной сферы деятельности и др.
Отслеживаются рэнкинги для финансовых рынков, включая банки по отдельным направлениям деятельности, страховые компании и услуги по страхованию физических и юридических лиц. Отдельно выделяются инвестиционные компании (прежде всего, брокерские услуги и объемы торгов ценными бумагами), управляющие компании (управление активами, пенсионными накоплениями, ПИФы).
Существенное значение придается также рэнкингам финансовых инструментов, таким как облигации и акции, валюты и фьючерсы, прежде всего с точки зрения доходности, а также инструменты коллективных инвестиций. Реализуется преимущественно апостериорный анализ на основе исторических данных.
Применительно к компаниям осуществляется как сравнение по финансовым итогам деятельности (в мире, России), так и внутриотраслевые сравнения. Соответствующие рэнкинги используют отдельные стороны деятельности компаний данной отрасли (например, число новых скважин для нефтедобывающих компаний, объемы продаж для аптечных или торговых сетей, по числу открытых вакансий и т.п.). Имеется набор рэнкингов для отдельных сегментов рынка, таких как автомобильный, недвижимости, туризма, информационных технологий, сотовой связи, а также потребительского рынка (книги, фильмы, фармацевтика и др.) и сферы услуг.
Типовые рейтинги услуг используют экспертную составляющую. К таковым рейтингам, ряд из которых более подробно рассматривается ниже, относятся рейтинги финансовых сервисеров (посредников при выполнении расчетных операций как для физических лиц, так и между банками и инвесторами), предприятий сферы услуг социально-бытовой направленности (отели, рестораны, образование, торговля, развлечения), а также рейтинги собственно продуктов (бытовая техника, книги, телепрограммы и др.). Некоторые из них мы рассмотрим далее.



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с