Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Кризис ликвидности 2008 года

Проблема ликвидности усугубляется при любом финансовом кризисе (Mishkin, Eakins 2006). Суть ее в том, что (рис. 6.2) основным источником ликвидности в стабильных условиях является межбанковский рынок (рынок МБК), который обеспечивает оперативное перераспределение ресурсов, прежде всего краткосрочных, в банковской системе и основан на взаимном доверии между контрагентами. Рост кредитных рисков на рынке МБК порождает недоверие между банками, снижение или закрытие лимитов на необеспеченные сделки.
Так как банки, являясь финансовыми посредниками, трансформируют сроки и объемы ресурсной базы при формировании портфеля активов, прежде всего кредитного, то существенно возрастают разрывы между активами и пассивами. Это приводит к сокращению объемов кредитования и снижению производственной активности, если отсутствует вмешательство кредитора последней инстанции в лице Банка России или государства через государственные банки.
Указанные явления можно было наблюдать на финансовых рынках, сначала в США и ряде стран Западной Европы (с середины 2007 г.), затем за счет порожденного глобализацией механизма «заражения» и на рынках развивающихся стран (с лета 2008 г.). Спусковым механизмом стало банкротство одного из крупнейших в мире банков - Lehman Brothers и последующая трансформация в банковские холдинги со сменой системы регулирования крупнейших инвестиционныъ банков мира Goldman Sachs и Morgan Stanley. Беспрецедентные вливания в банковскую систему для поддержания ликвидности и предотвращение банковской паники составили несколько триллионов долларов, а общий объем потерь от кризиса оценивается по разным источникам приблизительно в 12 трлн долл. США.
Кризис ликвидности в сентябре 2008 г. в России имел причины, которые были заложены как во внешних, так и во внутренних факторах. Резкое сокращение мировой ликвидности летом - осенью 2007 г., вызванное проблемами на ипотечном рынке США и других западных стран привело к оттоку капитала из России, а также к проблемам с рефинансированием ранее полученных средств. В совокупности с неравномерностью исполнения бюджета (существенный рост нагрузки в осенние месяцы) это привело к миникризису ликвидности в октябре - ноябре 2007 г. Вопрос был урегулирован за счет снижения отчислений банков в Фонд обязательных резервов, а также использования на межбанковском рынке средств от аукциона по ЮКОСу.
Принятые дополнительные меры по увеличению ликвидности включали: расширение ломбардного списка Банка России за счет снижения рейтинга отсечения до В+ по шкале международных агентств и дополнение списка тремя отечественными агентствами, бюджетное замещение ликвидности, использование средств Банка развития. Это позволило оттянуть реальный кризис в России до осени 2008 г., но не предотвратить его как в силу внешних (расширение кризиса в развитых странах и резкое снижение спроса и цен на традиционные продукты экспорта), так и внутренних (перегрев РБС и экономики) причин.
Резкое снижение цен на сырьевые ресурсы в сентябре 2008 г., прежде всего нефть и металлы, массированные продажи нерезидентов и последующий обвал рынка ценных бумаг летом 2008 г. усугубили накопившиеся проблемы 2007 г. и привели к полномасштабному кризису ликвидности.
Кризис привел к резкому росту ставок на рынке МБК (до 40%), сильному давлению на национальную валюту, а также дальнейшему снижению уровня доверия, в том числе вызванного несостоятельностью банков из ТОР-30 («КИТ-Финанс», «Связь-банк» и «Глобэкс»), которые имели значимую инвестиционную составляющую, а также перегрев РБС (в августе 2008 г. доля кредитов в активах банков достигла 77%) и фондового рынка.
В условиях дефицита ликвидности повышаются возможности для «заражения». Показано, что для предотвращения системного кризиса недостаточно регулировать ликвидность отдельными банками, а необходимо вливание ресурсов кредитором последней инстанции (Банком России) для восстановления координации на рынке МБК.
Меры Банка России, предпринятые для сглаживания кризиса ликвидности можно оценить как своевременные и сопоставимые по значимости с другими странами (Улюкаев, 2009; Греф, 2009). Была предусмотрены поддержка системообразующих банков, санация наиболее крупных несостоятельных банков (всего в список АСВ по санации входило до 20 банков), произведено расширение практики депозитных аукционов, рынка РЕПО, а также плавная девальвация национальной валюты. Банки разрабатывали антикризисные процедуры управления ликвидностью, хотя такие процедуры должны быть в инструментарии любого банка и поддерживаться в оперативной готовности.





Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с