Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Особенности рейтингов регионов, банков и компаний

Страновые рейтинги и рейтинги регионов
Суверенные кредитные рейтинги отражают мнение рейтинговых агентств относительно будущей способности и готовности суверенных правительств своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства. Количество правительств, имеющих суверенные рейтинги, давно перевалило за сотню. Только Standard & Poor’s присвоило рейтинги более 120 странам.
Оценка кредитоспособности национального правительства, осуществляемая S&P, основывается на количественном и качественном анализе политических и экономических рисков. Количественные аспекты анализа охватывают ряд показателей экономической деятельности, в то время как анализ данных в их целостности является предметом качественной оценки. Качественный анализ применяется также для анализа значимости политических событий и выбранной социально-экономической стратегии политического курса, для получения представления о будущих возможностях данного правительства по обслуживанию и погашению своего долга, включая анализ целесообразности реализации комплексов мер экономической политики. В последнее время большее значение придается изменениям в уровне общего государственного долга и рискам, связанным с инфляцией, учитывается вероятность возврата долга.
Анализ обязательств в национальной валюте включает экономическую стратегию правительства, особенно его денежно-кредитную политику, а также планы приватизации, другие реформы в сфере микроэкономики и дополнительные факторы, которые могут усиливать или ослаблять стимулы для своевременного обслуживания и погашения долга. Анализ риска суверенного дефолта по обязательствам в иностранной валюте внимание сосредоточено на состояние платежного баланса и показателях внешней ликвидности, а также на величине и характеристиках внешнего долга.
К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты S&P принимают в расчет при определении рейтингов суверенного долга, относятся риски, связанные со следующими факторами (S&P, 2009):
институты и тенденции политического развития страны и их влияние на эффективность и прозрачность условий проведения экономической политики, а также общественная безопасность и геополитические проблемы;
структурная организация экономики и перспективы роста;
гибкость доходов расширенного правительства и факторы, оказывающие давление на расходы, дефицит расширенного правительства и размер долговой нагрузки, объем условных обязательств финансовой системы и государственного сектора;
гибкость денежно-кредитной сферы;
внешняя ликвидность и тенденции динамики обязательств государственного и частного сектора перед нерезидентами.
Методология присвоения суверенных рейтингов включает учет таких факторов как политические риски, структура экономики, перспективы экономического роста, финансовую гибкость, долговое бремя расширенного правительства, гибкость денежно-кредитной политики, показатели внешней ликвидности, внешний долг и его обслуживание.
Международные рейтинговые агентсва рассматривают рейтинги регионов как одно из направлений деятельности, так как региональные власти являются одним из важных заемщиков. Рейтинги трех крупнейших агентств имели 50 российских региональных и муниципальных органов власти.
Агентство S&P, в частности, присваивает рейтинги региональным и местным органам власти (РМОВ) из разных стран мира с 1975 г. Более 300 субъектов из 31 страны (не считая США) имеют рейтинги S&P (в том числе, на начало 2009 г. 28 из России).
Сферой ответственности РМОВ являются предоставление общественных услуг и развитие инфраструктуры, для чего используются налоги и сборы, выплачиваемые местным населением или субсидии органов власти других уровней. S&P присваивает кредитные рейтинги РМОВ на основании результатов качественного и количественного анализа финансовых, экономических и институциональных факторов, а также влияние вертикали власти, включая политические факторы и особенности экономического курса: Качественный анализ особенно важен при оценке среднесрочных тенденций, поскольку рейтинги отражают способность данного органа власти исполнять свои долговые обязательства в будущем.
Основными компонентами анализа кредитоспособности РМОВ выступают (S&P, 2007) экономика; стабильность и предсказуемость изменений системы государственных и муниципальных финансов; качество управления и институциональная закрепленность политики; финансовая гибкость; бюджетные показатели; ликвидность и управление долгом; долговая нагрузка; забалансовые обязательства. Перед тем как приступить к составлению рейтинга долговых обязательств или их эмитента, S&P определяет кредитоспособность суверенного правительства. Каждый раздел в свою очередь включает набор оцениваемых компонент и систему показателей для их оценивания.
Так, например, в оценивание экономики входят такие направления как население, структура экономики, благосостояние, перспективы роста. Муниципальные финансы характеризуются предсказуемостью , соотношением доходов и расходов, правовой базой, принципами бюджетной политики и наличием чрезвычайной финансовой поддержки со стороны органов власти других уровней.
Чтобы определить рейтинг региона (муниципалитета) по обязательствам в иностранной валюте, сначала определяется его рейтинг по обязательствам в национальной валюте, который отражает мнение S&P о готовности и способности данного эмитента обслуживать и погашать все свои обязательства. Учет ограничений конвертируемости валюты определяет рейтинг по обязательствам в иностранной валюте. Существуют и другие виды суверенного риска, способные ограничить уровень рейтингов РМОВ.





Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с