Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Рейтинги агентства Standard & Poor’s

Одним из мировых лидеров в области предоставления независимых высококачественных рейтинговых услуг для международных финансовых рынков является также агентство Standard & Poor’s (название обычно сокращают до S&P). Его услуги по оценке кредитных рисков, изданию аналитических и справочных материалов являются широко востребованными и стали неотъемлемой частью мировой финансовой системы. Этому способствуют системность, мощные аналитические ресурсы и следование принятым целевым установкам аналитиками агентства.
Деятельность S&P организована на базе не только центрального офиса в США, но и представительств почти в 20 странах мира (в том числе в России), а также во взаимодействии со своими стратегическими партнерами.
История S&P в России и других странах СНГ началась в октябре 1996 г. с присвоения России кредитного рейтинга на уровне BB-. Впоследствии рейтинги были присвоены Казахстану и Украине. В 1998 г. компания S&P открыла свое представительство в Москве и сформировала штат русскоговорящих аналитиков, в том числе за счет интеграции с российским агентством EA-Ratings, которое в конце 2001 г., по сути, влилось в S&P. Штат и презентационные возможности компании в России постоянно возрастают. Компания имеет несомненные достижения на рынке рейтинговых услуг в России и странах СНГ, что базируется на практическом знании российского рынка и рынков других постсоветских стран, а также на ведении и поддержке российской шкалы кредитного рейтинга.
Среди своих инноваций S&P выделяет следующие рейтинги:
секьюритизированных финансовых инструментов;
аккредитивов;
финансовой устойчивости страховых компаний;
банковских холдингов;
компаний, обеспеченных финансовыми гарантиями;
корпоративного управления.
Основными принципами оказания рейтинговых услуг агентством Standard & Poor’s являются:
независимость оценок – кредитный рейтинг представляет собой независимое (от участников рынка, государственных и коммерческих организаций) мнение рейтинговой компании по поводу кредитоспособности эмитента;
публичность и доступность аналитических критериев для участников рынка, в том числе через ресурсы Интернета на различных языках, включая русский;
коллегиальность принятия рейтинговых решений за счет процедурных и регламентных особенностей, исключающих возможность манипуляции мнением аналитиков;
интерактивность взаимодействия с эмитентом в процессе присвоения кредитного рейтинга и последующего наблюдения за ним, включая регулярные встречи с руководством эмитента и постоянный информационный контакт, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения;
конфиденциальность информации, позволяющая гарантировать эмитенту неразглашение переданной аналитикам конфиденциальной информации и предание огласке рейтинга только с согласия эмитента; 
использование рейтинговых шкал, обеспечивающих сравнение эмитентов разной экономической природы (корпорации, регионы, муниципалитеты, банки, страховые компании и др.) и их обязательств по величине кредитного риска вне узкоотраслевого контекста.
Естественно, рейтинговая деятельность базируется на безупречной репутации. Репутация для рейтингового агентства особенно важна, поскольку при всей отработанности методик рейтинговое заключение является субъективным мнением.
Несмотря на то что различные агентства используют схожие буквенные обозначения своих рейтингов, их подходы к анализу далеко не во всем совпадают. Традиционно подход агентства Standard & Poor’s к оценке риска и присвоению рейтинга несколько более консервативный и осторожный, у Fitch Ratings – весьма либеральный, у Moody’s оценки, как правило, находятся между оценками этих двух агентств. В то же время сравнивать между собой по присвоенному рейтингу можно лишь те компании, которые получили рейтинг от одного и того же агентства. Присвоенные же разными агентствами рейтинги сравнивать и сопоставлять, вообще говоря, нельзя.
Шкала кредитного рейтинга, используемая агентством Standard & Poor’s, во многом аналогична приведенной выше шкале агентства Moody’s (табл. 5.2), но имеет несколько другие расшифровки.
Кроме того, агентство к буквенным обозначениям добавляет знаки «+» или «–», которые позволяют дополнительно классифицировать субъекты, находящиеся в одной группе. Агентство также может публиковать прогноз рейтинга, который показывает возможное направление движения рейтинга в краткосрочной перспективе:
позитивный – рейтинг может повыситься;
негативный – рейтинг может понизиться;
стабильный – изменение маловероятно;
развивающийся – возможно повышение или понижение рейтинга.
Агентство также проводит большую работу по развитию методологии, совершенствованию методов, инструментов и предлагаемых клиентам продуктов. Следует отметить усилия агентсва по систематизации методологии, презентации своих подходов и методов, работу непосредственно с клиентом. Большой объем работ проводится в связи с развитием инструментов фондового рынка, в том числе производных. Развитие методологии определяет потребность в развитии аналитической составляющей рейтингвоого бизнеса, чему агентсво уделяет много внимания.
Значительные усилия в последнее время были сосредоточены на развитии новых направлений. Среди них нужно выделить рейтинги корпоративного управления, индексную службу агентства. Кризис также внес свои коррективы в деятельность S&P. Нужно отметить усилия по совершенствованию оценок сложно структурированных сделок, включая секьютеризацию активов, стресс-тестированию и др.
Разработанная Standard & Poor's совместно с агентством EA-Ratings российская шкала кредитного рейтинга дает возможность более тонкой дифференциации российских эмитентов по степени кредитоспособности. Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's создана для удовлетворения потребностей заемщиков, гарантов и поручителей, деловых партнеров, финансовых посредников и инвесторов, действующих на российском финансовом рынке, и является инструментом оценки кредитоспособности российских заемщиков и их долговых обязательств в российских условиях.
Нужно отметить, что при формировании национальных шкал Standard & Poor's обращает особое внимание на согласованность национальных и международных рейтингов. Так, в основе формирования национальной шкалы лежат четыре ключевых принципа.
1. Проводится анализ репрезентативной выборки международных рейтингов существующих и потенциальных заемщиков той или иной страны.
2. Разрабатываются общие принципы соответствия рейтинговых категорий по национальной и международной шкалам Standard & Poor's.
3. Принципы соответствия корректируются, что позволяет обеспечить адекватные возможности дифференциации кредитного риска по национальной шкале.
4. Присвоение и мониторинг рейтингов на двух шкалах осуществляют объединенные группы аналитиков.
Таким образом, Standard & Poor's обеспечивает согласованность рейтингов на обеих шкалах, сохраняя при этом дифференциацию уровней кредитных рисков на национальной шкале.




Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с