Процедуры присвоения рейтингов
Используемые международными рейтинговыми агентствами процедуры достаточно схожи и включают экспертный (очный) этап, предусматривающий встречу экспертов с руководством рейтингуемой компании (банка). Этапы типовой процедуры присвоения рейтинга приведены ниже.
1. Запрос на присвоение рейтинга. 2. Формирование аналитической группы рейтинговым агентством. 3. Запрос у эмитента базового комплекта документов и информации. 4. Предоставление эмитентом базового комплекта документов (рейтинговой книги). 5. Проведение предварительного исследования эмитента. 6. Подготовка встречи с руководством эмитента. Дополнительный перечень тем для обсуждения. 7. Встреча аналитической группы с руководством эмитента. 8. Подготовка отчета аналитической группы для рейтингового комитета. 9. Рассмотрение результатов анализа на рейтинговом комитете и присвоение рейтинга. 10. Уведомление эмитента о рейтинге; согласование и определение статуса рейтинга. 11. Публикация рейтинга или инициализация процедуры апелляции. 12. Наблюдение за рейтингом. Организация и проведение ежегодной встречи с эмитентом.
При получении от эмитента запроса на присвоение рейтинга рейтинговое агентство формирует аналитическую группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. В этой группе назначается ведущий аналитик, который руководит процессом и служит главным контактным лицом для эмитента. Перед очной официальной встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение к предмету. При этом рейтинговое агентство не осуществляет дополнительной аудиторской проверки предоставляемой эмитентом информации. Данные, запрашиваемые аналитической группой, охватывают: организационную структуру эмитента, включая отношения с дочерними компаниями; полномочия менеджеров и сотрудников в бизнес-процессах и принятии решений; информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров; финансовые отчеты за последние пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития; информацию о транзакциях с момента последних финансовых отчетов; планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет; корпоративную стратегию развития и финансовую политику; данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность и залоговые обязательства; долю/позицию на рынке по сегментам и основных конкурентов; описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям. Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию развития. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга. После изучения всей необходимой информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге. Как правило, предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право сохранить рейтинг конфиденциальным, однако рейтинг будет отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг. После присвоения рейтинга агентство постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события, которые могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое агентство оставляет за собой право изменять рейтинг в любое время в течение цикла наблюдения.
Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с
|