Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Международные рейтинговые агентства и особенности их методологии

С 2003 г. международные рейтинговые агентства испытывают повышенную нагрузку не только у нас в стране, но и в других развивающихся странах. Рейтинговые услуги стали пользоваться спросом не только в развитых странах, но и странах с переходной экономикой. Все больше «экзотических» государств включаются в рейтинговый процесс. Основные рейтинговые агентства, по данным газеты «The Financial Times», присваивают рейтинг примерно половине стран мира.

Определение и назначение кредитных рейтингов
В странах с развитой рыночной экономикой сложился, применяется и совершенствуется целый ряд методик оценки хозяйствующих субъектов, в том числе и в целях их применения для присвоения рейтингов. Портфельные инвесторы при принятии решений ориентируются на кредитные рейтинги международных агентств Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s и Fitch Ratings, в том числе страновые рейтинги и рейтинги регионов.
В формировании кредитных рейтингов есть свои особенности, конкретизирующие и дополняющие рассмотренные ранее технологии. Кредитный рейтинг – это мнение рейтингового агентства относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на оценке факторов риска. Кредитный рейтинг представляет собой лишь информацию, которую инвесторы могут использовать при совершении операций с финансовыми инструментами и ценными бумагами. Он не является ни конкретной рекомендацией покупать, продавать или держать долговые обязательства данного эмитента, ни мнением о рыночной цене обязательств и инвестиционной привлекательности заемщика.
Корпоративный кредитный рейтинг не эквивалентен рейтингу конкретных долговых обязательств заемщика, поскольку не учитывает природу и обеспечение конкретного обязательства, а также его статус в случае банкротства или ликвидации эмитента, защищенность прав кредиторов по нему, кредитоспособность гарантов или поручителей, ряд других факторов.
Присваивая рейтинг, агентство относит эмитента или долговые обязательства по степени надежности к тому или иному классу. При этом доверие к рейтингам обеспечивают:
репутация агентства;
наличие у агентства общепризнанной и доступной методики составления отчетов;
полная независимость как от государства, так и от финансовопромышленных групп;
различия в подходах к анализу субъектов рейтингования.
Кредитный рейтинг несет в себе целый ряд преимуществ как для инвесторов, так и для заемщика и финансовых посредников. Инвесторам рейтинги нужны для упрощения и удешевления процедуры анализа ценных бумаг. Рейтинг основывается не только на публичной информации, он может дать дополнительные сведения даже тем инвесторам, которые самостоятельно отслеживают бумаги. Это очень важно в российских условиях, где информационная прозрачность компаний оставляет желать лучшего. Кроме того, рейтинг дает возможность сравнения совершенно разных бумаг различных эмитентов, так как приводит оценку риска долговых обязательств к единому базису.
Эмитенту рейтинг позволяет обратиться к широкому кругу инвесторов, увеличивая тем самым ликвидность облигаций заемщика, а следовательно, снизить стоимость заимствований, поскольку воспринимаемый инвестором риск снижается. Нужно также отметить, что кредитный рейтинг дает возможность компании доказать свою кредитоспособность без раскрытия конфиденциальной информации о своей финансовой структуре.
Для финансового посредника наличие у эмитента кредитного рейтинга упрощает процесс андеррайтинга и помогает осуществлять продвижение клиента на рынок.



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с