Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

5.2. Рейтинговая шкала для хозяйствующих субъектов

Возникновение такого рыночного продукта, как рейтинг, вызвано потребностью оценки и контроля надежности партнеров в процессе ведения бизнеса. Объем информации, собранной в отчетности, столь велик, что для установления и поддержания должного уровня делового доверия, оценки финансовой стабильности, платежеспособности партнеров и конкурентов необходима сжатая и удобная для восприятия оценка результатов их деятельности и ожидаемых перспектив.

Технологические основы формирования рейтинга

Рейтинг по своей сути выполняет функцию преобразования больших объемов информации в мнения и рекомендации, которые могут использоваться при принятии решения. Создание, поддержание и предоставление рейтингов обеспечивается определенной технологией преобразования больших объемов информации в компактную форму рейтинговых оценок – рекомендаций деловым партнерам.
Формирование рейтинга предполагает создание модели хозяйствующего субъекта. В этой модели должны быть представлены основные денежные и материальные потоки субъекта (сбалансированных на входе и выходе системы), характеристики масштабов его деятельности. Также должны быть отражены все его отношения с окружающей средой, которые в той или иной степени влияют на состояние субъекта. На основе такой модели должны быть выбраны показатели, которые отражают подлежащие контролю свойства субъекта в соответствии с уровнем их важности, степени влияния на динамику состояния, на уровень безопасности хозяйственной деятельности. Далее должны быть определены источники информации, мониторинг которых позволит получать необходимые показатели на регулярной основе, обеспечивая полноту и достоверность анализа состояния субъекта и тенденций его развития. Классификация состояний по уровню финансовой устойчивости, кредитоспособности является основой шкалы рейтинга.

Технология формирования рейтинга включает несколько компонентов.

1. Создание модели состояния и поведения хозяйствующего субъекта. Модель должна отражать основные потоки денежных и материальных средств, а также связи между ними, которые оказывают влияние на финансовую устойчивость субъекта.

2. Формирование на основе модели показателей финансовой устойчивости:

обеспечение необходимых и достаточных индикаторов финансовой устойчивости и функциональной надежности деятельности субъекта;
определение пороговых значений индикаторов, которые характеризуют допустимый уровень показателей;
разделение области значений показателей на классы, характеризующие уровни финансовой устойчивости субъекта, формирование на этой основе рейтинговой шкалы.

3. Определение источников информации, которые обеспечивают получение необходимых показателей с заданной периодичностью:
получение необходимых информационных материалов на регулярной основе, включая доступную финансовую отчетность, проведение мониторинга других источников существенной финансовой информации;
создание баз данных, обеспечивающих хранение, накопление, поддержание и обновление информации, расчет необходимых показателей, например, путем группировки однородных счетов бухгалтерской отчетности.

4. Определение уровня финансовой устойчивости и кредитоспособности субъекта на основе анализа полученных показателей с привлечением других источников информации, экспертных оценок.

5. Отображение оценки состояния субъекта на рейтинговую шкалу, где каждая рейтинговая градация соотнесена с рекомендациями по ведению деловой политики.

6. Присвоение субъекту рейтинга (кредитоспособности, инвестиционной привлекательности, финансовой стабильности и т.д.) с учетом тенденций и ожидаемых перспектив повышения или понижения рейтинговых оценок связанных сторон.

7. Распространение рейтинга как информационного продукта:
в форме предоставления заказчику рейтинга соответствующего отчета и заключения для предъявления, например, потенциальным инвесторам;
в форме публикации в печатных и электронных средствах массовой информации.


Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с