5.2. Рейтинговая шкала для хозяйствующих субъектов Возникновение такого рыночного продукта, как рейтинг, вызвано потребностью оценки и контроля надежности партнеров в процессе ведения бизнеса. Объем информации, собранной в отчетности, столь велик, что для установления и поддержания должного уровня делового доверия, оценки финансовой стабильности, платежеспособности партнеров и конкурентов необходима сжатая и удобная для восприятия оценка результатов их деятельности и ожидаемых перспектив. Технологические основы формирования рейтинга Рейтинг по своей сути выполняет функцию преобразования больших объемов информации в мнения и рекомендации, которые могут использоваться при принятии решения. Создание, поддержание и предоставление рейтингов обеспечивается определенной технологией преобразования больших объемов информации в компактную форму рейтинговых оценок – рекомендаций деловым партнерам. Технология формирования рейтинга включает несколько компонентов. 1. Создание модели состояния и поведения хозяйствующего субъекта. Модель должна отражать основные потоки денежных и материальных средств, а также связи между ними, которые оказывают влияние на финансовую устойчивость субъекта. 2. Формирование на основе модели показателей финансовой устойчивости: обеспечение необходимых и достаточных индикаторов финансовой устойчивости и функциональной надежности деятельности субъекта; 3. Определение источников информации, которые обеспечивают получение необходимых показателей с заданной периодичностью: 4. Определение уровня финансовой устойчивости и кредитоспособности субъекта на основе анализа полученных показателей с привлечением других источников информации, экспертных оценок. 5. Отображение оценки состояния субъекта на рейтинговую шкалу, где каждая рейтинговая градация соотнесена с рекомендациями по ведению деловой политики. 6. Присвоение субъекту рейтинга (кредитоспособности, инвестиционной привлекательности, финансовой стабильности и т.д.) с учетом тенденций и ожидаемых перспектив повышения или понижения рейтинговых оценок связанных сторон. 7. Распространение рейтинга как информационного продукта: Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с |