Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Кредитные рейтинги в России

В России рынок рейтинговых услуг все еще находится в стадии формирования. В то же время, развитие фондового рынка, выход на него все большего числа промышленных предприятий, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов создает спрос на рейтинговую продукцию.
Имиджевый сегмент данного рынка, который не имеет явно выраженного финансового рыночного характера, – это страновые рейтинги. Их производство и публикация работают на авторитет агентства, показывая его уровень, особенно когда выставленные значения рейтингов подтверждает жизненная практика. Это привлекает заказчиков из числа хозяйствующих субъектов, которые готовы платить за такие услуги в целях получения потенциально более дешевых заемных средств на международных рынках капитала.
В коммерческом сегменте в настоящее время наиболее развитым сектором использования рейтинговых продуктов в России являются банки. Этот сектор обеспечен платежеспособным спросом крупнейших банков, заинтересованных в расширении международной составляющей своего бизнеса.
Рейтинги банков представлены рейтингами международных рейтинговых агентств и рядом рейтинговых продуктов, созданных отечественными агентствами за последние годы. Рейтинги международных агентств к началу кризиса имели около 150 российских банков. Традиционная рейтинговая процедура предусматривает проведение обследования и анализ внутренней банковской информации. Следует отметить, что при снижении странового рейтинга автоматически снижаются и максимально возможные рейтинги банков, даже наиболее успешно развивающихся.
В отличие от банковских рейтингов рейтинги других финансовых институтов, включая страховые компании, инвестиционные, паевые, пенсионные фонды, сегодня на рынке представлены существенно в меньшей степени.
На внутреннем рынке рейтинги и рэнкинги компаний топливно‑энергетического комплекса, банков, других предприятий, ценные бумаги которых представлены на фондовом рынке, регулярно публикуются в средствах массовой информации. Целью таких публикаций скорее является способ привлечения читателей в условиях жесткой конкуренции, чем создание рейтинговых продуктов. Такой вывод косвенно подтверждается тем, что каждое издание публикует результаты как свое собственное исследование, без упоминаний о конкурентах.Если еще 5-7 лет тому назад  рейтинги хозяйствующих субъектов не были достаточно распространены, то к 2007-2008 гг. наметился бум в этом направлении.
Можно наблюдать несколько волн роста интереса к рейтингам в России. На начальном этапе становления рыночных отношений рейтинги были данью мировой моде. Преобладали рэнкинги и их модификации. Основными объектами рейтингования были банки в силу их большего регламентирования. Определенным стимулом явился приход международных рейтинговых агентств и рейтингование ими России, начиная с 1996 г. Эти возможности, по сути в тестовом режиме, были востребованы вплоть до 1998 г., когда в результате финансового кризиса обанкротился ряд банков, имевших международные рейтинги и входивших в российскую Тор-20.
В связи с активизацией деятельности международных агентств роль российских рейтинговых агентств в середине десятилетия несколько снизилась. В то же время в ряде случаев отечественные агентства по-прежнему играют значимую роль. В частности, можно указать на агентства «Эксперт РА», «Рус-Рейтинг», НРА, а также AK&M, ИЦ «Рейтинг», ИА «Мобиле».
Отечественные рейтинговые агентства ориентируются преимущественно на компании со средним объемом продаж, так как при меньшем объеме отсутствует потребность в рейтинге, а крупные компании попадают в зону интересов международных агентств. Кроме того, международные рейтинговые агентства в России пока еще не работают с некоторыми типами финансовых компаний (например, негосударственными пенсионными фондами и депозитариями). Постепенно увеличивается количество рейтингов международных агентств по российской шкале (количество рейтингов агентства Moody’s Interfax за последнее время превысило 100).
Россия находилась в группе аутсайдеров после дефолта 1998 г. С 2000 г. страновые рейтинги находились на спекулятивном уровне, а начиная с конца 2004 г. – на инвестиционном (сначала – по версии агентства Moody’s, в настоящее время – по версии трех основных международных агентств).
В последние годы, вместе с позитивным развитием экономики страны, повышаются рейтинговые оценки российских компаний. Стимулом развития стали возможности зарубежных заимствований, в том числе для промышленных предприятий, и получение инвестиционного рейтинга Россией. Одним из определяющих факторов повышения рейтингов России и российских компаний является практически полное завершение в 2006 г. выплаты государственного долга бывшего СССР Парижскому клубу. Состояние рейтингов на начало глобального финансового кризиса и даты повышений суверенных рейтингов приведены в табл. 5.3. Динамика изменения потолка рейтинга для российцских банков (рис. 5.3) свидетельствует о положительной в целом тенденции в оценке России рейтинговыми агентствами.

alt



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с