Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Методы формирования рейтингов

Объекты рейтингования относятся к самым разным сферам деятельности. Система показателей включает как объективные показатели, так и экспертные оценки. На практике под рейтингом и сейчас часто понимают именно определение положения субъекта относительно других субъектов, т.е. ранжирование по лексикографическому признаку. Цель определения и публикации такого рейтинга, а по сути рэнкинга, заключается в том, чтобы осуществить определенную ранжировку сходных явлений по какому-то конкретному признаку, порой с добавлением нескольких других важных показателей, иногда с представлением динамики их изменения по сравнению с другой датой (квартал, полугодие, год). По своей сути это «фотография» только части рассматриваемого субъекта на данный момент времени.
Рейтинг означает отнесение хозяйствующего субъекта к некоторым классу или категории. При этом несколько субъектов, получивших одинаковый рейтинг, вовсе не обязательно ранжированы по какому-либо признаку. Просто их положение признается одинаковым, равноправным. Рейтинг – это комплексная оценка состояния субъекта, в которой используется совокупность многих показателей, далеко не всегда формализуемых. Рейтинги хозяйствующих субъектов принято ограничивать рейтингом страны.
Существуют дистанционные методы формирования рейтингов, основанные на публичной информации и бухгалтерской отчетности, и инсайдерские (очные), предполагающие доступ к исследованию внутренней деятельности субъекта. Классификация хозяйствующих субъектов представлена на рис 5.2.
Формирование системы рейтингов предполагает разработку и публикацию методологических и технологических особенностей рейтинговых подходов. Прежде всего, должны быть определены и сформулированы целевая направленность конкретного рейтинга, совокупность его субъектов, а также методологические основы построения: используемые процедуры исследования и показатели, структурированные по региональным и предметно-отраслевым признакам, предположения и ограничения, форма представления и правила распространения, коммерческие основы.

Мониторинг и оценка состояния, тенденций и перспектив развития секторов экономики – производства товаров и услуг, финансовой системы, товарных рынков – обеспечивают анализ деятельности субъектов экономики и групп субъектов с разбиением по регионам, отраслям, федеральным округам, стране в целом.
Результаты анализа при публикации рейтинга субъекта выражают комбинацией символов. В рейтинговых отчетах этим символам соответствуют подробные расчетные или экспертные обоснования для помещения в соответствующую группу, назначения стабильной, положительной или негативной тенденции на перспективу.
Международные агентства применяют собственные шкалы оценки, которые несколько отличаются друг от друга. При этом выделяются три категории кредитных рейтингов: аутсайдерские, спекулятивные и инвестиционные. В группе аутсайдеров Россия находилась после дефолта. Затем такой рейтинг получила Аргентина. По значениям этих рейтингов можно судить о том, что платежеспособность существенно зависит от благоприятности экономических условий.
Спекулятивные рейтинги показывают инвестору, что краткосрочная платежеспособность вне опасности, но существуют риски изменения внешних экономических условий. Инвестиционный рейтинг от BBB- (Baa3 у Moody`s) и выше означает, что экономические изменения не отразятся на платежеспособности, т.е. в субъекты с такими рейтингами можно вкладывать деньги, а в остальных случаях это рискованно или даже опасно. Российские рейтинговые агентства вынуждены применять собственные шкалы оценки, поскольку по международным представлениям рейтинги хозяйствующих субъектов-заемщиков принято ограничивать рейтингом страны.

Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с