Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Потребители рейтингов и их запросы

Потребителями рейтингов стран и регионов являются отечественные и иностранные инвесторы (например, пенсионные и инвестиционные фонды); для них важны оценки инвестиционной привлекательности, финансовые и кредитные рейтинги страны и отдельных проектов, оценка кредитных рисков государственных и региональных долговых обязательств.
Юридическим лицам нужны рейтинги кредитоспособности предприятий, ценных бумаг. Регионам, предприятиям важны рейтинговые оценки кредитных рисков государственных и региональных долговых обязательств, устойчивости банков, других финансовых институтов, кредитные рейтинги предприятий, рейтинги ценных бумаг и инвестиционных проектов, отдельных товаров и услуг.
Физическим лицам важна оценка ценных бумаг предприятий, оценка надежности банков, страховых организаций, других финансовых институтов, рейтинги образовательных учреждений, организаций здравоохранения и др. Вклады населения, например, являются важным инвестиционным ресурсом банка, и именно прозрачность банковского сектора укрепляет авторитет банков, способствует росту внутренних инвестиций.
Естественно, виды и назначение рейтингов во многом зависят как от хозяйствующих субъектов, так и от потенциальных пользователей. Классификация рейтингов по группам потенциальных потребителей, субъектам хозяйствования и соответствующим рейтинговым продуктам представлена в табл. 5.1 (Карминский и др, 2005).

Таблица 5.1. Потенциальные потребители рейтингов

Группы потребителей рейтингового продукта

Субъекты

хозяйственного

оборота

Рейтинговый продукт

Иностранные институциональные инвесторы (пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.)

Страны


Отдельные

регионы


Предприятия и организации инвестиционного уровня

Оценка инвестиционной привлекательности в целом и привлекательности отдельных проектов, включая анализ природных ресурсов, качества рабочей силы; финансовые и кредитные рейтинги стран и регионов в целом

Оценка кредитных рисков отдельных выпусков государственных и региональных долговых обязательств

Рейтинги кредитоспособности, структурированные по срокам и видам заимствований

Различные рэнкинги и рейтинги выпускаемых ценных бумаг (акции, векселя, облигации и др.)

Российские юридические лица

Отдельные

регионы


Предприятия и организации различных отраслей

Оценка кредитных рисков отдельных выпусков государственных и региональных долговых обязательств

Рейтинги надежности и финансовой устойчивости банков и других финансовых институтов

Кредитные рейтинги предприятий

Различные рэнкинги и рейтинги выпускаемых ценных бумаг (акции, векселя, облигации и др.)

Рейтинги отдельных инвестиционных проектов

Рэнкинги по отдельным показателям, включая долю на рынке, оценка перспектив

Рейтинги отдельных товаров, продуктов, услуг

Граждане

Предприятия и организации различных отраслей

Различные рэнкинги и рейтинги выпускаемых ценных бумаг (акции, векселя, облигации и др.)

Рейтинги надежности банков и других финансовых институтов

Рейтинги образовательных учреждений, организаций здравоохранения, предприятий службы быта, магазинов и др.

Рейтинги отдельных товаров, продуктов, услуг


Экспертная составляющая рейтинговых оценок
При необходимости выбора лицо, принимающее решение (руководитель, орган управления, просто человек и т.д.), зачастую обращается к мнению группы экспертов дял получения заключения по рассматриваемому вопросу.. Это может быть группа лиц, организация, в том числе рейтинговое агентство. Многие типы рейтингов, включая классический кредитный, предполагают значительный уровень экспертной составляющей, участие эксперта и/или экспертного сообщества в выработке рейтинговой оценки.
По-прежнему актуальным является оценивание степени соответствия реальности рейтинговых и экспертных оценок. Эта проблема в последние годы достигла международного уровня. Низкое качество таких оценок, которое может быть основано на личной заинтересованности оценщиков, способно нанести существенный финансовый ущерб потенциальным потребителям.
Создание атмосферы радужных ожиданий получения фантастических доходов в перспективе, особенно для компаний «новой экономики», способствовало привлечению огромных средств со всего мира на фондовый рынок США в 1990-е гг. Это позволило создать огромный финансовый ресурс для достижения технологического превосходства в создании информационных и других перспективных технологий.
Падение фондового рынка США, особенно компаний «новой экономики», в 2000–2001 гг. привело к потерям инвесторов (частных лиц и нерезидентов). Публичные скандалы с обвинениями экспертов «подмочили» деловую репутацию сообщества аналитиков.
В феврале 2004 г. Европарламент проголосовал за создание Европейской службы по наблюдению за работой мировых рейтинговых агентств. В принятом решении отмечено, что рейтинговые агентства дают независимую оценку финансовой надежности компаний и государств, их рейтинги определяют условия предоставления им кредитов, выпуска ими акций и облигаций.
Инициаторами создания новой службы контроля стали депутаты Европарламента, которые считают, что рейтинговые агентства не смогли вовремя определить опасность финансовых трудностей и размах злоупотреблений в таких крупнейших компаниях, как Enron, WorldCom, Parmalat. В результате многочисленные инвесторы были фактически введены в заблуждение относительно положения дел в данных корпорациях. При этом отмечено, что контроль американского капитала над рейтинговыми агентствами может потенциально обеспечить определенные преимущества на рынке компаниям США из-за более благосклонного отношения к ним рейтинговых агентств.
Перечисленные проблемы в еще большей мере касаются развивающихся рынков, так как сам этот рынок еще недостаточно развит. Капитализация компаний недооценена по сравнению с их зарубежными аналогами. Однако требования к независимости экспертов от оцениваемых субъектов, заинтересованных в привлечении средств, получили стимул к получению объективных оценок.