Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Назначение кредитных рейтингов

В деловом сообществе система рейтингов играет ключевую роль при оценке уровня финансовой надежности партнеров. Рейтинги в компактной форме дают оценку состояния и тенденций изменения кредитоспособности хозяйствующих субъектов, играя роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания взаимосвязей.
Рыночная экономика дала хозяйствующим субъектам самостоятельность и возможность выбора, но при этом возросла цена ошибок управленческих решений. Для принятия решения в новых условиях при дефиците объективной информации необходима независимая оценка, полезно мнение независимого эксперта. Эту роль берут на себя рейтинговые агентства, публикуя рейтинги экономических субъектов. Формируется система рейтингов, структурированная по региональному и предметно-отраслевому признакам.
Несмотря на то, что рейтинги являются только мнением рейтингового агентства, они могут использоваться как один из срезов информации при принятии решений о масштабах и сроках кредитования субъектов, установлении соответствующих процентных ставок по предоставляемым кредитам, определении масштабов и характера инвестиций в развитие и поддержание производства и уровня риска финансовых вложений, вообще при оценке перспективности деловых отношений. Рейтинг не является единственным, но достаточно значимым источником относительно оцениваемой компании.
Общая задача создания, формирования, обновления и предоставления рейтингов включает разделение субъектов хозяйствования на группы по ряду формальных и неформальных признаков. Направления создания и развития систем рейтингов охватывают основные составляющие процесса воспроизводства и товарно-денежных потоков в экономической системе:
производство (добывающие, промышленные, транспортные предприятия, связь и другие отрасли);
финансовую сферу (потоки денежных средств, проходящие через банки, страховые организации, фондовые рынки и др.);
товарные рынки, на которых потоки товаров и услуг замыкаются на потребителя и должны обеспечиваться платежеспособным спросом.
Для создания системы рейтингов проводятся мониторинг и обработка значительных массивов экономической информации. Результаты анализа деятельности субъектов экономики или групп выражаются комбинацией символов, характеризующих состояние хозяйствующего субъекта и ожидания на перспективу, как цвет и мигание светофора ориентируют водителя на дороге.
Особую популярность приобрели рейтинги различных финансовых услуг. Согласно данным Института мировой экономики Адама Смита, первенство по прибыльности в ряду легализованных видов бизнеса на мировом рынке принадлежит именно сфере финансовых услуг; в экономически развитых странах их насчитывается более 700 разновидностей.
Важной особенностью финансовых услуг можно назвать их так называемую нематериальность. Финансовая услуга не осуществляется до ее получения, поэтому основной проблемой для потребителя становится возможная разница между ожидаемым и реально полученным результатом. Поэтому сразу невозможно оценить или сравнить качество оказанных финансовых услуг. Сравнить можно только ожидаемые и полученные выгоды. Для оценки возможных выгод или потерь клиента и предназначен такой вид услуг, как рейтинг, который помогает клиенту оценить уровень «риска покупки при потреблении услуги».
История деятельности рейтинговых агентств начинается с XIX в. Шкалы, которые используют рейтинговые агентства, практически совпадают (Карминский, Пересецкий, 2009). Первые кредитные рейтинги были опубликованы агентством Moody’s (основатель — John Moody, 1868–1958) в 1909 г. применительно к облигациям американских железных дорог. Они были задуманы как независимая оценка, помогающая инвесторам в принятии решений с учетом рисков. Агентство использовало упорядоченную символьную шкалу (от Ааа до С), которая применялась некоторыми фирмами для оценки кредитов в конце 1800-х и ставшую в настоящее время стандартом для обозначения рейтингов. Агентство начало в 1900 г. с публикации руководства по вложениям в ценные бумаги на основе статистической информации.
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s (далее – S&P) было основано в 1941 г. в результате слияния двух корпораций: Standard Statistics и Poor's Publishing Company (в 1966 г. Standard & Poor's была приобретена корпорацией MGraw-Hill, Inc.). В 1916 г. Standard Statistics стало присваивать кредитные рейтинги корпоративным облигациям, а вскоре после этого – и рейтинги суверенных долговых обязательств. Начало бизнеса агентства относят к 1860 г., когда Генри Варнум Пур (Henry Varnum Poor) начал публиковать сборник финансовой информации, в которой остро нуждались европейские инвесторы в проекты по созданию инфраструктуры в Америке.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings (далее – Fitch) берет начало от Fitch Publishing Company, основанной John Knowles Fitch в 1913 г., которая стала публиковать рейтинги в дискретной шкале (от AAA до D) с 1924 г. После серии слияний (IBCA Limited, 1997; Duff & Phelps, 2000; рейтинговый бизнес компании Thomson BankWatch, 2000) Fitch стало одним из трех ведущих международных рейтинговых агентств.
Одной из особенностей деятельности мировых рейтинговых агентств является то, что они специализируются на присвоении рейтингов, в том числе странам, крупным городам и регионам, ведущим банкам и компаниям. Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Австрии, Австралии, Латинской Америке.
В развитых странах рейтинговые агентства формируют и поддерживают систему рейтингов экономических субъектов в соответствии с запросами рынка, оказывает влияние на деловой климат в тех странах, регионах, отраслях, где есть соответствующие интересы. Это превращает рейтинговые агентства в инструмент влияния, который при определенных условиях способствует проведению той или иной экономической политики.
Особое место рейтинги играют в развивающихся странах. Для развития экономики, привлечения ресурсов в реальный сектор необходимо повышение информационной прозрачности рынка финансовых услуг, реального сектора экономики. В этой связи, рейтинги играют важную роль в информационном обслуживании хозяйствующих субъектов.
Для крупных предприятий и организаций такие оценки в совокупности с оценками собственных аналитических подразделений вполне могут использоваться для принятия управленческих решений. Роль рейтингов в информационном обслуживании предпринимательской деятельности становится все более значимой для предприятий среднего и малого бизнеса, поскольку масштабы их деятельности не всегда позволяют проводить самостоятельное оценивание контрагентов.
Рейтинговые агентства России только начинают движение к достижению того уровня авторитета, которым давно обладают зарубежные рейтинговые агентства. От попыток создать и внедрить методики до завоевания международного признания потребуется долгая практика. Вместе с тем адекватное представление состояния отечественных хозяйствующих субъектов, как внутри страны, так и для мирового сообщества, формирует деловой образ не только конкретных предприятий финансового и реального сектора, но и России в целом.
Умение создать независимый деловой образ России в мировом сообществе влияет на нашу конкурентоспособность, является составляющей информационной и экономической безопасности государства. Экономически невыгодно отдавать полностью создание и поддержание собственного делового образа в чужие руки. Вместе с тем целесообразно использовать зарубежный опыт и сложившиеся, проверенные практикой методики. Поэтому отечественные рейтинговые агентства, используя зарубежный опыт, устанавливая партнерские отношения с ведущими международными агентствами, могут рассчитывать на региональный успех.
Таким образом, рейтинги выполняют информативную функцию, помогают выработать долгосрочную стратегию. И что не менее важно – рейтинги учат работать открыто и прозрачно. Кроме того, получение рейтингов более высокого уровня просто выгодно. Повышение уровня рейтинга позволяет получать более дешевые заемные средства, т.е. по меньшей процентной ставке.
Существует статистическая зависимость между уровнем рейтинга и стоимостью ресурсов. Значения спрэда, т.е. разницы между фактическим уровнем процента для заемщика данного уровня рейтинга и процентом для первоклассного заемщика, составляет для верхнего инвестиционного уровня десятые доли процента, для верхнего спекулятивного уровня единицы процентов, а для нижнего спекулятивного уровня достигает 10-20% и выше. Следовательно, имеется прямой экономический интерес получать рейтинг, повышать его и поддерживать полученный уровень. Это позволяет снизить стоимость ресурсов, которые необходимы для развития.
Другим фактором, достаточно тесно статистически связанным с рейтингом, является вероятность дефолта. Определяя класс (группу), к которой можно отнести компанию или финансовый инструмент, рейтинг косвенно формирует оценку вероятности невыполнения этим субъектом своих обязательств. На рис. 5.1 представлена статистика дефолтов за 1983-2002 гг. по необеспеченным пятилетним облигационным займам для различных рейтинговых классов Moody’s, что позволяет по статистическим данным каждому рейтинговому классу поставить в соответствие оценку вероятности дефолта (Hemilton, 2002).

Рис. 5.1. Статистики дефолтов для пятилетних ценных бумаг в зависимости от класса рейтингов по данным агентства Moody’s (1983-2002 гг.)

Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с