Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Меры эффективности и бизнес-рейтинги

Если риски нельзя оценить путем моделирования, можно воспользоваться одним из преимуществ рыночной экономики ‑ мнением независимых экспертов. Эту роль берут на себя, в частности, рейтинговые агентства, выстраивая систему рейтингов экономических субъектов. Тем самым формируется рейтинговое пространство, структурированное по региональному и предметно-отраслевому признакам (Карминский и др., 2005).
В основу методологии проведения рейтингового исследования положены классификация существенных факторов и определение количественных оценок факторов, присущих рассматриваемому эмитенту, конкретному выпуску долговых обязательств. Доверие к рейтинговым агентствам базируется на репутации, наличии у агентства общепризнанной и доступной методики, независимости как от государства, так и от финансово-промышленных групп.
Использование рейтингов для дистанционного мониторинга стало существенно более востребованным в последнее время. Под рейтингом понимается отнесение субъекта к некоторому классу или категории. Российское рейтинговое пространство формируется системой оценок субъектов хозяйственной деятельности как отечественных, так и зарубежных рейтинговых агентств. Хотя их оценки далеко не всегда сопоставимы и представляют собой набор мнений, в совокупности с собственными оценками соответствующая информация может быть использована для принятия управленческих решений, в том числе стратегических.
Применяемые методы рейтингования условно можно разделить на дистанционные и инсайдерские, т.е. с исследованием деятельности субъекта изнутри. Доступность рейтингов обеспечивается за счет использования информационных ресурсов агентств. Рейтинги во многом зависят от субъектов рейтингования и потенциальных пользователей. Портфельные инвесторы при принятии решений ориентируются на кредитные рейтинги стран и компаний. На разработке таких рейтингов специализируются крупнейшие международные агентства Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s, Fitch Ratings.
Важной характеристикой рейтингов является их глобальность, т.е. возможность использования как внутри отдельно взятой страны, так и на международном уровне. Существенное значение имеют период действия рейтингов (различают кратко- и долгосрочные), а также детальность и полнота аналитических процедур и информации. Основными принципами оказания рейтинговых услуг являются (Langohr, Langohr, 2008) независимость оценок, публичность и доступность, коллегиальность, интерактивность, конфиденциальность информации, использование рейтинговых шкал, обеспечивающих сравнение эмитентов. В основу методологии проведения рейтингового исследования положены классификация существенных факторов и определение количественных оценок, в том числе факторов риска, присущих рассматриваемому эмитенту или выпуску долговых обязательств.
В России рынок рейтинговых услуг все еще находится в стадии формирования. Развитие фондового рынка, выход на него все большего числа промышленных предприятий, страховых компаний,  пенсионных и инвестиционных фондов создает спрос на рейтинговую продукцию. Это направление потенциально ориентировано также на системы раннего предупреждения отдельных предприятий и организаций.
В силу ограниченности системы рейтингов, отсутствия информации у пользователей или недоступности ресурсов многие потенциальные потребители рейтинговых продуктов практически лишены возможности их использования. Многие рейтинги имеет слишком большие интервалы актуализации, что не всегда приемлемо из-за высокого уровня изменчивости условий хозяйственной деятельности. Для этого служат прогнозные модели, использующие возможности дистанционного анализа субъектов хозяйственной деятельности. Причем такие модели представляют потенциальный интерес и для самих рейтинговых агентств как в связи с проведением мониторинга, так и в связи с развитием систем риск-менеджмента предприятия.
Новое базельское соглашение (Базель II) определяет дополнительные потребности в формировании и обосновании внутренних рейтингов для решения типовых задач риск-менеджмента, в том числе, на основе публично доступной информации (Карминский, Пересецкий, 2007). Представляет интерес выделение наиболее значимых с позиций присвоения рейтингов показателей деятельности, а также оценка прогнозных качеств моделей (прогнозная сила, устойчивость, наличие трендов), прежде всего, для развивающихся рынков.
Модельные рейтинги являются дистанционными и могут служить ориентиром надежности субъекта. Они могут использоваться органами надзора для систем раннего предупреждения, а также в коммерческих организациях и банках для определения риска контрагентов. Имея такую модель, можно для каждого субъекта рассчитать прогнозную вероятность дефолта, а затем разбить их по градациям в порядке убывания интегрального параметра.
Модельные рейтинги могут учитывать как определяемый экспертами набор параметров (агрегируемый путем определенной процедуры), так и совокупность объясняющих переменных, выявленных эконометрическими методами. В число факторов, влияющих на рейтинг, кроме внутренних показателей деятельности компании, обычно включаются макроэкономические переменные. Подход, базирующийся на эконометрических моделях, свободен от дополнительных предположений о распределении переменных.
Интерес к статистическому моделированию рейтингов субъектов и их дефолта существенно возрос за последние годы благодаря Новому базельскому соглашению (Basel II, 2004), предлагающему меры по улучшению банковского регулирования и банковскому надзору. Для этих целей регулирующие органы нуждаются в оперативных системах раннего предупреждения (Early Warning Systems, EWS), в частности, в эконометрических моделях. Эти модели могут также использоваться для управления рисками.


Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с