Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Устойчивое развитие как целевая тенденция

Вопрос об устойчивом развитии экономики в очередной раз стал ребром во время кризиса. Каков критерий эффективности деятельности экономики в целом и отдельных структур бизнеса? Каковы критерии устойчивости компаний, их функциональных и структурных составляющих? Именно эти вопросы, ответ на которые совсем недавно казался очевидными – прибыльность бизнеса – сегодня в очередной раз актуальны.
Формирование системы измерителей бизнеса и его структур (Neely et al., 2002) выдвигает на первый план фактор долговременного устойчивого развития, лежащий в основе концепции контроллинга (Хан, Хунгенберг, 2005; Карминкий и др., 2006). Именно пренебрежение фактором устойчивости в угоду краткосрочным прибылям оказалось той составляющей, которая взорвала финансовую и банковскую системы, а вслед за этим мировую экономику в 2007г.
Под устойчивым развитием понимается стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (производственного сектора, предприятия, банка, торговой фирмы и др.) в долгосрочной перспективе. Этого можно добиться, в том числе, за счет адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам; решения комплекса организационно-управленческих, информационно-аналитических и координационных задач.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются философия доходности (ориентация на эффективную работу организации и устойчивый рост ее стоимости в долгосрочной перспективе); разбиение задач контроллинга на циклы; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления с учетом рисков. Философия доходности означает приоритет рентабельности деятельности и устойчивый рост стоимости компании в долгосрочной перспективе, в том числе за счет согласования целей при контроле уровня рисков. Основными компонентами являются координация, стратегическое управление и планирование, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц (в т.ч. в рамках корпоративного управления).
Концепция стратегической навигации предусматривает координацию, адаптивное стратегическое управление и планирование, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, в т.ч. в рамках корпоративного управления. Особое внимание должно быть направлено на обеспечение информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента, на создание инструментов измерения стратегических намерений и потенциалов.
Появление данной концепции в конце XX – начале XXI в. не случайно. В настоящее время наблюдается процесс смены неоклассической парадигмы, в которой экономическая система рассматривается как совокупность физических и юридических лиц (агентов), действующих на рынке из собственных интересов, на парадигму институциональной экономики. Согласно ней агенты ориентируются на поиск баланса с интересами наиболее влиятельных институтов, а при постановке целевых задач и интерпретации результатов должны быть учтены интересы всех заинтересованных лиц (Карминкий и др., 2006).
Задача оптимизации финансово-хозяйственной деятельности является многокритериальной. Ряд моделей предложен именно применительно к решению задач стратегического планирования. Большое внимание уделяется решению частных задач, что требует координации показателей. В связи со значительными сложностями решения интегральной задачи, большее внимание уделяется решению частных задач, что требует координации показателей. Среди методов построения систем показателей можно отметить системы ключевых показателей (Parmenter, 2007), обобщенные показатели эффективности и др. (Карминский, 2007).
Помимо использования типовых показателей прибыльности, среди которых особую роль играют индикаторы рентабельности, для оценивания эффективности в последнее время широкое распростарнение получили методы интегрального оценивания компаний и банков с позиций технической эффективности, прежде всего для сравнения эффективности деятельности для различных групп компаний, распределенных по типам акционеров, принадлежности к региону, типу собственности и т.п.
Вопросы исследования технической эффективности имеет полувековую историю (обзор в книге (Kumbhakr, Lovell, 2003), а применительно к банкам в (Головань и др., 2008)). Понятие технической эффективности введено для объяснения влияния факторов организационно-технического характера, не позволяющих получить максимальную прибыль или минимизировать издержки производства. Производство технически эффективно, если невозможно производить больше выпуска при заданном количестве ресурсов, а неэффективность объясняется проблемами управления. Анализ технической эффективности может производиться как с точки зрения функции издержек, так и функции прибыли. В то же время применительно к российским компаниям более корректно рассматривать модель минимизации издержек, т.к. в отчетности прибыль может отражать как определенные натяжки, допустимые с точки зрения правил учета, так и результаты «разовых» сделок, что может исказить выводы.
Первоначально использовался непараметрический подход на основе методов линейного программирования (DEA — Data Envelopment Analysis, оболочечный анализ), достаточно чувствительный к случайным отклонениям и предполагающий наличие сравнительно большого объема данных. В конце прошлого века предложен параметрический подход, называемый анализом стохастической границы (SFA — stochastic frontier analysis). В качестве производственной функции традиционно берется функция Кобба-Дугласа.
Применительно к банкам в основном исследовалась техническая эффективность традиционного банкинга. Банк рассматривался как предприятие, использующее преобразование ресурсов в конечную продукцию. Привлеченные ресурсы формируются за счет обязательств банка (например, депозитов), их ценами являются ставки привлечения, продукцией банка как посредника выступают активы (например, предоставленные кредиты), а их ценами – процентные ставки размещения.
В ряде работ используются модели, учитывающие качество активов и риски, принятые банком в результате размещения совокупности активов. Важной проблемой является исследование эффективности по масштабу, организационной структуре и формам собственности, другие структурные и организационно-экономические факторы. Качество активов, как правило, характеризуют долей просроченной задолженности, в качестве факторов риска выступают достаточность ликвидности и капитала.


Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с