Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

4.Успешность бизнеса и меры его измерения

Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Оценки хозяйствующих субъектов зависят как от масштабов и сбалансированности их производственного процесса, так и от воздействия на эти субъекты, характеризуемой контрагентами, партнерами и конкурентами, состоянием и конъюнктурой экономики, законодательной базы, налогового климата и других факторов. Поэтому для принятия решения не всегда достаточны внутренние оценки, а необходимо мнение независимых экспертов. Такую роль в современном обществе играет, в частности, система рейтингов.

4.1. Меры в бизнесе как отражение конкуренции
Конкуренция в бизнесе определяет особые требования к проблемам управления, предполагает его ориентацию не на сиюминутную выгоду и получение локальной прибыли, а на обеспечение длительного функционирования компании, ее развития на перспективу. Основная задача управления устойчивым развитием – координация деятельности подразделений компании для наиболее эффективного использования их возможностей по решению стратегических и оперативных задач в условиях меняющейся внешней среды.
Информационно-технологическая парадигма развития бизнеса многократно ускоряет темп информационного обмена, содействует повышению качества, обоснованности и оперативности принимаемых управленческих решений. В этой связи использование системы информатизации бизнеса, ее аналитических возможностей, включая возможности контроллинга (Карминский и др., 2006) как системы подготовки решений для устойчивого развития компании, представляется крайне актуальным.
Для сопоставления компаний, их соответствия условиям конкуренции и требованиям делового взаимодействия формируются меры сравнения, которые основываются на финансовых и производственных показателях хозяйствующего субъекта (бизнес-структуры). В экономике под показателями понимают абсолютные или относительные величины, которые отражают те или иные экономические реалии хозяйственной деятельности. Как правило, имеющиеся показатели не служат непосредственно целям сравнения, в связи с чем во многих случаях необходимы их отбор, систематизация и дополнение.
Важнейшие требования к системе показателей – релевантность целям сравнения, адекватность отражения состояния и результатов деятельности компании, а также объективность (основа на измеряемых и отражающих сущность данных). К показателям предъявляется также ряд дополнительных требований, среди которых следует выделить актуальность, способность к интеграции с другими показателями, ориентированность на перспективу (отражение трендов и рисков), воспринимаемость представителями бизнеса, экономичность в получении и интерпретации, презентативность (возможность визуализации и быстрой коммуникации) и др.
При построении критериев для сравнения бизнес-структур меры сравнения должны обладать компактностью, динамичностью, сравнимостью. Из-за ограниченной информативности отдельных показателей в бизнесе возникает необходимость в использовании систем показателей, которые позволяют не только количественно охарактеризовать и оценить ситуацию, но и вскрыть причины возникновения проблем, а также провести структурно-логический анализ влияющих факторов.
Системы показателей представляют собой иерархическую структуру особым образом взаимосвязанных между собой показателей. На практике рекомендуется использовать отдельные показатели и системы показателей, которые в наилучшей степени помогают выявлять и характеризовать наиболее слабые ("узкие") места.

Можно выделить пять основных шагов построения системы показателей:
1. Выбор основного показателя (показателей), который удовлетворял бы целям сравнения.
2. Фиксация методов оценки компонентов.
3. Определение временного интервала оценивания показателя.
4. Выработка стандартных требований к информации для оценивания.
5. Определение источников, периодичности и доступности ее получения.
Применительно к сравнению бизнес-структур можно выделить три среза оценивания. Важнейшим является потенциальная устойчивость ее функционирования. По сути дела, такое сравнение предполагает анализ рисков функционирования компании в условиях динамично меняющейся внешней среды. Другими срезами, достаточно востребованными бизнес-сообществом, является эффективность деятельности и качество предоставляемых услуг, оцениваемые непосредственно или косвенно.
Перечисленные меры не являются независимыми, хотя и характеризуют разные стороны деятельности. Понимание важности каждой из них, а также поиск и оценивание их взаимосвязей представляется крайне важным для взаимосвязи различных срезов сравнения компаний, для сопоставления различных рейтингов, характеризующих бизнес-структуры. При этом в зависимости от целей используются те или иные меры сравнения.




Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с