Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПОНЯТИЯ РЕЙТИНГ – ПРОТИВОСТОЯНИЕ КОНКУРИРУЮЩИХ СТОРОН В РАМКАХ ГЛОБАЛЬНОГО МАКРОТУРНИРА

Нобелевский лауреат Ричард Фейнман считает, что две трети любой науки заключается в тех понятиях, которые она использует. В фильме Станислава Говорухина «Вермонтский затворник», рассказывающем об Александре Солженицыне, герой фильма говорит о словах засоряющих русский язык. И первым таким словом в его списке названо слово «рейтинг». Чаще всего определения «рейтинга» сводятся к тому, что это слово происходит от английского «ratio» и означает отношение, оценка. Но на самом деле это ни какое не определение, это просто игра словами. Одно слово заменяем другим, похожим, как нам кажется по смыслу. Более точные в научном отношении определения под рейтингом понимают величину, характеризующую участника и позволяющую при сопоставлении с другой такой же характеристикой соперника оценить вероятность либо превосходства в предстоящем поединке, либо превосходство в прошедших поединках за определенный период. Наиболее подходящий русский эквивалент этому слову – это слово «сила». Ведь говорим же мы - сильный шахматист, сильный пианист, сильный политик, вовсе не подразумевая при этом физическую силу. Говоря про человека или команду, что она сильная мы, скорее всего, подразумеваем, неосознанно переходя на понятия теории вероятностей, что вероятность победы данного участника по сравнению с его соперниками больше.
Определение должно сформировать главный, ключевой смысл слова рейтинг и тем самым предопределяет направление развития темы. Определение понятия рейтинг однозначно должно выводить нас на информационный ориентир и поэтому не должно быть загадочным. Все приведенные далее в главах определения так или иначе рейтинг характеризуют. Однако большинство из них выглядят капитуляцией перед решением проблемы. Рейтинг не должен быть мнением экспертов. Их спрашивают тогда, когда не знают - как решить проблему. Рейтинг не может быть неким, неизвестным индивидуальным числовым коэффициентом. Это не решение проблемы, а бегство от нее. Рейтинг – это разумеется, общественное признание. Но сначала надо его получить, а признание будет уже следствием. Аналогично можно сказать и о рейтинге как завоевании некого информационного поля. Рейтинг может быть стимулом, но для этого его надо как-то определить. Рейтинг не может ни в коей мере представлять собой занимаемое место. Место определяют по рейтингу, но не рейтинг по месту. Все вышеперечисленные представления о рейтинге никак не приближают к разгадке его феномена. А без точного представления о том, что это такое мы будем тонуть в фантазиях различных авторов. Пожалуй, более приемлемым можно считать мнение, о том, что рейтинг – сила игры, мастерство. Однако это определение ничего конструктивного нам не дает. По сути верное, оно не определяет конструктивных особенностей этого самого мастерства. У кого мастерства больше: того, кто больше забил или того, кто меньше пропустил? Определение рейтинга через силу игры, мастерство – это верное направление для дальнейших размышлений, но никак не итог их. Просто некий промежуточный этап.
Определение рейтинга как результата участника тотального макротурнира обобщает все вышеприведенные мнения. Это и сила игры, и признание, и состав сборной, занимаемое место и так далее. В тоже время, использование слова макротурнир дает возможность использовать имеющиеся знания на основе локальных турниров. Поле для дальнейшего творчества остается широким – макротурнир можно себе представлять по разному. Однако поле поиска возможных вариантов ответа значительно сужается.
Предлагается считать рейтингом результат участника в глобальном годичном гипотетическом макротурнире по выделенному приоритету. В этом случае успешность деятельности будет зависеть от уровня результатов участника в таком макротурнире, а своеобразными экспертами будут реальные оппоненты, конкурирующие участники.
- В этом смысле рейтингом можно считать только очный результат конкуренции, а не заочное (дистанционное) начисление бонуса за те или иные преимущества. Например, в сфере высшего образования рейтинги Вузов определяют от остепененности преподавателей, площади учебных аудиторий и т.п. Однако это номинальный (или вторичный) рейтинг. Его невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Реальным рейтингом следует считать предпочтение, которое отдает работодатель выпускникам одного Вуза по сравнению с другим. Такой рейтинг может быть проверен. Поскольку критерием качества рейтинга является сходимость ожидаемых и фактических результатов, то в этом случае номинальный рейтинг не сможет составить конкуренции оценке реального противостояния.
- Рейтинг должен оформиться в глобальный макротурнир, стать предметом конкурса среди всех участников гонки, а не только элитной ее части.


Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с