Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Глава 2. Рейтинг как особый вид экспертизы

Информационная неопределенность и проблема выбора
Рейтинги играют важную роль для снижения информационной неопределенности при взаимодействии между субъектом рейтингования и его партнерами и клиентами. Суть информационной неопределенности рассмотрим на примере финансовых рынков.
Финансовые рынки выполняют важную экономическую функцию по преобразованию капиталов от тех, кто имеет временный излишек средств (имеет возможность занять) к тем, кто нуждается в дополнительных средствах (имеет потребность занять). Тем самым они вносят вклад в повышение производительности и эффективности экономики в целом. Посредническая функция реализуется напрямую или косвенно.
Причина существования денежного, в том числе кредитного рынка заключается в том, что как заемщик, так и заимодатель могут остаться в выигрыше от кредитной сделки, так как в результате ее реализуется возможность установления рыночной ставки за кредит. Вопрос в том, что далеко не всегда кредитор может доверять заемщику. Проблема информационного голода для принятия решения частично может быть решена за счет использования рейтингов, которые дают существенную дополнительную информацию рынку, что определяет интерес к этому типу массового оценивания.
Проблема асимметрии информации у кредитора и заемщика влечет две глобальные проблемы:
ложного (неблагоприятного) выбора (adverse selection) до реализации сделки из-за возможности потери предоставляемых в долг средств;
моральных рисков (moral hazard) после реализации сделки, связанных с нецелевым и неоговоренным использованием средств заемщиком. Поэтому кредитор вынужден осуществлять мониторинг заемщика, собирать информацию о нем, прогнозировать его финансовую стабильность и оценивать риски невозврата предоставленного кредита. Рейтинги оказывают содействие ему в этом вопросе. Рейтинги в спорте и социологии также позволяют устранить аналогичные риски, связанные с асимметрией информации. Именно, рейтинги снижая информационную неопределенность упрощают оценивание и принятие решений тех, кто, так или иначе, взаимодействует с субъектами рейтингования. Это могут быть спонсорские пакеты или рекламные контракты в спорте, выработка предпочтений по отношению к определенным видам продуктов и услуг, в том числе образовательных и в здравоохранении.





Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с