Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Кто вы, господин эксперт: рейтинги и экспертные оценки

Понятие «рейтинг» тесно связано с понятиями «экспертная система», «эксперт». В ситуации необходимости выбора лицо, принимающее решение (руководитель, орган управления, просто человек и т.д.), может обратиться к мнению группы экспертов и получить заключение по конкретному вопросу. В качестве экспертов могут выступать специалисты в области, в которой принимается решение. Это может быть группа лиц, организация, в том числе рейтинговое агентство, и т.д. На основании этого и возможно других заключений может быть принято решение.
Степень соответствия реальности рейтинговых и экспертных оценок является актуальной проблемой, которая в последние годы стала проблемой международного уровня. Низкое качество таких оценок, которое может быть основано на личной заинтересованности оценщиков, способно нанести существенный финансовый ущерб пользователям. Например, в США в конце прошлого столетия формирование делового образа не всегда соответствовало реальному состоянию субъекта. Зависимые от доходов анализируемых компаний, эксперты давали клиентам рекомендации «покупать» по ценным бумагам, когда реальное состояние эмитентов диктовало другое – «воздержаться» или даже «продавать». Создание атмосферы радужных ожиданий получения фантастических доходов в перспективе, особенно для компаний «новой экономики», способствовало привлечению огромных средств со всего мира на фондовый рынок США в 1990-е гг. Это позволило создать огромный финансовый ресурс для достижения технологического превосходства в развитии информационных и других перспективных технологий.
Падение фондового рынка США, особенно компаний «новой экономики», в 2000–2001 гг. привело к потерям инвесторов (частных лиц и нерезидентов). Дошло до публичных скандалов с обвинениями экспертов, что «подмочило» деловую репутацию сообщества аналитиков. Крах компании Enron стал верхушкой этого айсберга в США. В течение 2001–2002 гг. из-за финансовых скандалов, связанных с искажением отчетности, потеряли работу сотни управленцев высшего звена крупных компаний. В 2003 г. эта волна докатилась и до Европы, где сокрытие реального финансового состояния довело до банкротства крупнейшую компанию Parmalat. Этот скандал создал угрозу стабильности всей экономики Италии.
В 2004 г. Европарламент проголосовал за создание Европейской службы по наблюдению за работой мировых рейтинговых агентств. В принятом решении отмечено, что рейтинговые агентства дают независимую оценку финансовой надежности компаний и государств, их рейтинги определяют условия предоставления им кредитов, выпуска ими акций и облигаций. Депутаты считают, что рейтинговые агентства не смогли вовремя определить опасность финансовых трудностей и размах злоупотреблений в ряде крупнейших компаний, в результате чего инвесторы были введены в заблуждение относительно положения дел в данных корпорациях.
Ситуация повторилась в 2007-2008 гг. относительно ипотечных ценных бумаг, когда низшие транши этих бумаг были оценены недопустимо высоко агентствами. Это стало одной из причин (по крайней мере, спусковым крючком) нового глобального финансового кризиса. С новой силой встал вопрос о регулировании рейтингового процесса с позиций бизнеса, стимулирования прогнозных возможностей и достоверности результатов.
Проблема адекватности оценок актуальна не только в экономике. Так как вопрос заключен не только в экспертной, но и в методической составляющей, точность оценивания значима и в спорте, и в социологии, в других сферах деятельности. Важным вопросом является финансовое стимулирование рейтингового процесса. Совсем не безразлично, кто платит за производимую информацию, кто стимулирует информационную прозрачность соответствующей деятельности и уровень его заинтересованности в достоверном результате.
Обеспечение доступности к рейтинговым заключениям может осуществляться как на безвозмездной, так и на платной основе. В то же время целые группы отечественных потенциальных потребителей рейтинговых продуктов сегодня испытывают острый дефицит информации. Происходит это, с одной стороны, из-за медленного развития самого рейтингового пространства России, а с другой – в силу недоступности рейтинговых ресурсов для пользователей, их недостаточной информированности. Кроме того, ряд рейтингов имеет слишком большие интервалы актуализации, что не всегда практически приемлемо в силу высокого уровня изменчивости условий деятельности. В то же время прогнозные модели пока еще используются слабо, и их развитие стоит на повестке дня.
Таким образом, рейтинги являются важнейшей составляющей в области деловой информации, они нужны для поддержания уровня делового доверия, а также в качестве индикатора перспективных направлений размещения финансовых ресурсов, создания инвестиционного потенциала. Хотя альтернативные оценки далеко не всегда сопоставимы и представляют собой набор мнений, они в совокупности с собственными оценками лица, принимающего решение, могут быть использованы для управленческих решений.







Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с