Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Рэнкинги не рейтинги

Термин «рейтинг» (англ. rating) переводится как «оценка, определение стоимости» или как «отнесение к классу, разряду, категории». В Советском энциклопедическом словаре выпуска 1990 г. рейтинг понимается узко – как индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг-листе).

Сейчас понимание расширилось. Например, кредитный рейтинг (credit rating) представляет собой оценку кредитоспособности. В самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта рейтингования, а не о построении группы субъектов по некоторому ранжиру. Вместе с тем оценка состояния субъекта вполне может предполагать сопоставление как с аналогичными субъектами, так и с некоторым состоянием абстрактного субъекта данного типа, которое принимается как эталонное.

Под рейтингом можно также понимать величину, характеризующую субъекта и позволяющую при сопоставлении с другим таким же субъектом оценить вероятность превосходства в конкурентной среде (предстоящем поединке), либо превосходство в прошедшие определенные периоды времени. В качестве подходящего русскоязычного эквивалента термину «рейтинг» можно предложить слово «сила». Мы можем сопоставлять по силе не только шахматистов, но и политиков, исполнителей, компании, вовсе не подразумевая при этом физическую силу. Говоря про человек или команда сильнее, скорее всего, неосознанно подразумевается, что вероятность превосходства (победы) для данного субъекта (участника) выше по сравнению с его оппонентами.

Явления, относительно которых сегодня составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности – экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются в специализированных и в общественно-политических изданиях. Популярность таких рейтингов объясняется тем, что аудитория СМИ хочет знать приоритеты, существующие на сегодняшний день в той или иной важной для них сфере. Избирателям, например, важно знать, какой политический деятель лидирует, а какой является аутсайдером политической жизни. Вкладчикам важно знать, какие банки наиболее надежны, а какие могут «рухнуть».

Существуют примеры применения рейтингов в обыденной жизни. Наиболее соответствуют понятию рейтингов, применяемым в экономике, системы спортивной классификации маршрутов в альпинизме, скалолазании, спелеологии, в горном, водном туризме и т.д. В этих классификаторах применяются как системы объективных показателей (протяженность, крутизна участков), так и экспертные оценки трудности их преодоления. Результатом является отнесение маршрута к одному из классов трудности. Это важно для обеспечения безопасности при выборе маршрута в соответствии с квалификацией спортсменов.

Рейтинг означает отнесение хозяйствующего субъекта к некоторым классу или категории. При этом несколько субъектов, получивших одинаковый рейтинг, вовсе не обязательно ранжированы по какому-либо признаку. Просто их положение признается одинаковым, равноправным. Рейтинг – это комплексная оценка состояния субъекта, в которой используется совокупность многих показателей, далеко не всегда формализуемых.

Мониторинг и оценка состояния, тенденций и перспектив развития секторов деятельности обеспечивают перманентный анализ субъектов и групп субъектов с разбиением согласно принятой иерархии (например, по регионам, отраслям, федеральным округам, стране в целом).

Результаты анализа при публикации рейтинга субъекта могут выражать комбинацией символов. В рейтинговых отчетах этим символам соответствуют подробные расчетные или экспертные обоснования для помещения в соответствующую группу, назначения стабильной, положительной или негативной тенденции на перспективу.

Список субъектов, упорядоченных (ранжированных) по величине какого-либо показателя деятельности, носит название рэнкинг. Рэнкинг позволяет выстроить субъекты экономики по ранжиру, т.е. по какому-то одному показателю. Популярны также списки нескольких показателей для субъектов, ранжированных по одному из показателей. К таким показателям часто относят характеристики масштаба субъекта (капитал, капитализация, активы, обороты хозяйственной деятельности), оценки эффективности (прибыли, рентабельности, доходности).

Рэнкинги составляются информационными агентствами, как правило, на основе балансовых показателей субъектов. Результаты публикуются без согласования. За рубежом публикации списка рэнкинга банков часто присваивается название «рейтинг». Например, британский журнал «The Banker» публикует ежегодный рейтинг крупнейших банков мира, который, по сути, является списком, рэнкингом. Среди российских банков лидером по объему капитала является Сбербанк России и ВТБ, входящие в первую сотню банков мира.

Вместе с тем таких оценок недостаточно для определения, например, уровня деловой надежности партнеров по бизнесу. Потребитель рейтингов использует их во многом для того, чтобы определить способность действующего или потенциального партнера выполнять свои обязательства на весь период времени предполагаемого сотрудничества, как правило, на длительную перспективу. Это касается и объектов потенциального инвестирования.

Комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран публикуют журналы «Euromoney», «Fortune», «Economist». Журнал «Euromoney» дважды в год оценивает инвестиционный риск и надежность стран мира по девяти группам показателей, которые определяют экспертным или расчетно-аналитическим путем. Методику модифицируют при изменении конъюнктуры мирового рынка.

Кредитные рейтинги стран являются ориентирами для портфельных инвесторов. Такие рейтинги выпускают как международные, так и отечественные рейтинговые агентства. Оценку конкурентоспособности стран дают эксперты Мирового экономического форума и Мирового банка. В сложившейся международной практике оценки инвестиционной привлекательности регионов и городов ограничены страновым рейтингом.






Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с