Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Первые шаги рейтингов: исторический экскурс

Первые рейтинговые классификации были построены за счет построения шкал сравнений и выработки механизма сопоставления субъектов общественно значимой деятельности. Общая задача создания, производства, обновления и предоставления рейтингов состоит в разделении субъектов на группы по ряду формальных и неформальных признаков. Направления создания и развития систем рейтингов охватывают основные компоненты деятельности (бизнес-процессов, соревнований, выборов товаров, услуг, партнеров), включая воспроизводство, финансирование, результативность:

При создании системы рейтингов организуется мониторинг, обработка разнообразной доступной информации. Результаты анализа деятельности субъектов выражаются как результат оценивания в рейтинговой шкале (например, в виде числовой оценки, комбинации символов, характеризующих успешность субъекта как текущей, так, возможно, на перспективу).

Особую популярность приобрели рейтинги различных финансовых услуг, насчитывающих более 700 разновидностей. Важной особенностью финансовых услуг является их нематериальность (реализации только при ее получении), в силу чего для потребителя становится крайне актуальным оценивание возможной разницы между ожидаемыми и реально полученными выгодами. Для оценки возможных выгод или потерь клиента и был разработан такой вид услуг, как рейтинг.

Повсюду в мире рейтинги разрабатывают и присваивают специальные рейтинговые агентства. История их деятельности начинается с XIX в. Первые рейтинговые агентства появились в США. Это такие ныне всемирно известные имена (брэнды), как Moody`s Investors Service (сокращенно – Moody's) и Standard & Poor’s (S&P). Одной из особенностей деятельности мировых рейтинговых агентств является то, что они специализируются на присвоении рейтингов, в том числе странам, крупным городам и регионам, ведущим банкам и компаниям, ценным бумагам.

Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Австрии, Австралии, Латинской Америке. Рейтинговые агентства России только начинают движение к достижению того уровня авторитета, которым давно обладают международные и зарубежные рейтинговые агентства.

Агентство Moody's разработало буквенную рейтинговую шкалу, принципы формирования которой для кредитных рейтингов сохранились до сих пор и используются другими агентствами. В развитых странах рейтинговые агентства формируют и поддерживают систему рейтингов экономических субъектов в соответствии с запросами рынка. Аналитические центры мирового уровня способны не только адекватно оценивать деятельность объектов рейтинга, но и формировать деловой климат в тех странах, регионах, отраслях, где есть соответствующие интересы. Это превращает рейтинговые агентства в инструмент отражения и компактного представления оценки результатов деятельности, а также до некоторой степени в инструмент влияния, который при определенных условиях способствует проведению той или иной экономической или социальной политики.

В спорте связь понятия «рейтинг» с предсказанием победы в большой степени обусловлена популярностью рейтинга Эло. На основании рейтинга Эло в шахматах (а в последние десятилетия и в других видах спорта) делаются прогнозы. Сам же рейтинг Эло основан на статистике прошлых результатов. В спортивной литературе термин «рейтинг» часто просто ассоциируется с системой Эло. И дальше - с силой и прогнозом будущих результатов. Этот рейтинг представляет собой некоторый индекс, рассчитываемый на основании предшествующих результатов спортсмена (команды) и определяемый алгоритмически. В этом одно из основных отличий спортивного рейтинга от ранее упоминавшихся рейтингов в бизнесе, которые имеют явно выраженную экспертную составляющую.

Таким образом, популярность рейтингов как в экономике, так и в спорте имеет историю в несколько десятилетий, чем и вызвана их все расширяющая популярность несмотря на постоянную критику тех или иных рейтингов. В то же время определенная доля этой критики вполне обоснована. В частности, можно указать на бытующую подмену понятия рейтинг понятием рэнкинг.






Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с