Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Как измерить успех?

Меры успеха, успешности определяются целями исследования и группой субъектов, входящих в выборку для сравнения. Естественно, эти меры достаточно различаются. Как правило, группа субъектов социума, которые должны подвергнуться сравнению, имеет достаточно сложную структуру и система ценностей также достаточно разнообразна.

Более просто сравнить субъекты по какому-то одному признаку, будь то прибыль предприятий, рост баскетболистов или популярность футбольных клубов. Но, как правило, требуется оценить множество субъектов (или один из них как элемент группы) по комплексным критериям, которые сравнительно легко формулируются и сложно формализовываются. При этом, чем сложнее система взаимодействий, тем сложнее такая формализация.

Основная проблема состоит в том, что во многих случаях без экспертного знания, способного формировать комплексную оценку, не выстроишь как иерархии субъектов и целей, так и не определишь формальные методы оценивания. Несколько проще ситуация в спорте. Практически во всех видах спорта налицо явная конкуренция, турнирная мотивация и возможность, так или иначе, количественно оценить результаты. При этом практически не влияют внешние факторы, такие как страна пребывания (гражданство), спортивное общество или налоговые нагрузки.

Можно достаточно формализовано оценить отдельные стороны спортсмена (команды) и затем получить обобщенную оценку деятельности, которая представляет собой меру качества (эффективности, успешности) того или иного субъекта. В ряде видов спорта все еще значимы субъективные оценки, что в целом также несколько снижает уровень формализации оценивания.

Сложнее с оцениванием в бизнесе и экономике в целом, еще выше уровень неопределенности в социальной сфере. Несмотря на это, такие оценки производятся. Выходом из создавшегося положения выступают эксперты. При этом их возможности могут использоваться в различных вариациях.

Экспертиза – довольно дорогой инструмент. Он основан на достаточно высококвалифицированном труде аналитиков и лиц, принимающих решение, которые должны хорошо разбираться не только в исследуемой отрасли (секторе), но и обладать способностью консолидировать разнообразную информацию, накопленную в ходе исследования.

Поэтому появилась потребность в использовании в экспертизе некоторых потоковых методов. Одним из них являются рейтинги. Они представляют комплексную оценку широкого круга сравнительно однородных субъектов по сопоставимой шкале ценностей, проведенную по единой технологии. Эти методы и инструментарий могут иметь разнонаправленный характер. Могут использоваться как возможности дистанционных методов, так и массовые опросы и целенаправленные встречи с группами специалистов каждой из оцениваемых компаний с подробным анализом текущей и перспективной ситуации.

Экспертную деятельность могут выполнять как специализированные организации (например, рейтинговые агентства), так и отдельные аналитики, ориентированные на исследование определенной ниши деятельности (например, специалисты управляющей или инвестиционной копаний). Результатом их деятельности является оценка успешности деятельности субъекта оценивания по совокупности критериев и выраженные в виде отчета или электронной публикации.

Для сравнения субъектов между собой важным представляется формирование единых мер сопоставления. Такие меры предоставляют рейтинги и рейтинговые шкалы, существуют и другие меры (например, спрэды для акций на фондовом рынке, динамика индексов), позволяющие сравнить субъекты одной группы. Но так как они менее распространены в повседневной жизни, они не будут основным предметом нашего внимания.







Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с