Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Глава 1. Эволюция представлений о рейтинге

Что такое успех и успешность?

Одним из двигателей прогресса (помимо лени) является конкуренция. В человеческом роде заложены основы борьбы за выживание, что еще в 1859 г. закрепил Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Развитие социума лишь усилило эти тенденции.Капиталистическая модель бизнеса основана на конкуренции между компаниями – участниками рынка. Пирамида успешности определяется результатами деятельности, в конечном счете, стоимостью бизнеса, его перспективами развития на средне- и долгосрочную перспективу. Лишь малая часть компаний, начавших свой бизнес, доживают до своего расцвета. Поэтому вопрос о том, кто является успешным в бизнесе (как с точки зрения роста стоимости, так и возможности взаимодействия с партнером в силу его устойчивости) является вполне актуальным. Недаром повышенное внимание вызывают списки лучших журналов Forbs (самые богатые) и The Banker (крупнейшие банки).
Спорт и физкультура, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если занимаясь физкультурой, Вы думаете, прежде всего, о себе любимом, о своем здоровье, и вопрос конкуренции может быть актуальным только в части восприятия вас противоположным полом, то спорт не только лечит, но и калечит. Это жесткая конкуренция, в которой до финиша, всеобщего признания доходят единицы из тысяч. Но те, кто доходят, становятся идолами, объектами зависти и подражания. Поэтому рейтинг-листы в различных видах спорта, прежде всего наиболее популярных в конкретной стране, являются основой не только пристального внимания болельщиков, но и бизнеса, замешанного на спорте (реклама, букмекерские компании, спортивная атрибутика).
Социальная сфера и уровень жизни являются публичными целями любого государства, любых региональных органов власти, да и бизнеса. Недаром в последнее время уделяют столько внимания вопросам социальной направленности бизнеса, рассматривают соответствующие рейтинги. В отличие от спорта, да и бизнеса, где имеются измеримые результаты деятельности, в социологии упор делается на мнения социума, прежде всего через опросы. Эта сфера в наибольшей степени опирается на мнения экспертов, клиентов, потребителей товаров и услуг, будь то услуги компаний или органов власти. Эта особенность оказывает влияние на измерения в социальной сфере (уровень жизни, здравоохранение, демографическая политика, образование и др.), их большую размытость и неопределенность.В каждой из перечисленных сфер деятельности важным является успех и его измерение. Мы будем понимать под успехом достижение каких-либо поставленных целей. Результатом является соответствие достигнутым целям, общественное признание этого достижения. Успешным считается человек или организация, достигшие высокого положения в социальных и/или бизнес-структурах, в деловой или спортивной конкуренции. Любая победа является успехом независимо от того, чем ты занимаешься. Успех— это, в определенной мере, и удача, это доведение дела до конца с «положительным счетом».

Для успеха не обязательно внешнее и постороннее признание. Успех можно оценивать и по внутренней шкале ценностей, он может являться индивидуальным и внутренним понятием. Успешным может быть и бизнесмен, с миллионным доходом, и мать здоровых детей, и спортсмен, завоевавший золото на соревнованиях, и инвалид, пересиливший себя и ставший на ноги. Персональная успешность скорее меряется тем, на сколько человек удовлетворён результатом своей деятельности. Это субъективная оценка того, чего и с какой скоростью человек добился в соответствии со своими целями.

По мнению бизнес-гуру Питера Друкера успешные люди достаточно разнообразны. Но все же можно выделить факторы, которые, как правило, присущи успешным людям. Это уверенность в себе, способность преодолевать экстремальные трудности, ориентация на достижение результатов, способность к профессиональному риску, полное погружение в свое дело, высокий уровень самооценки и умение не переоценивать свои возможности.

Если говорить об общественном успехе, то вполне естественно задаться вопросом об общепризнанной мере успеха. Успешность может меняться и измеряться в зависимости от цели исследования. С позиций общественной успешности можно говорить о ее измерении с позиций социума. Для этого используются меры, обеспечивающие оценку, значимую для потенциальных пользователей, для повышения уровня информационной прозрачности в некотором секторе деятельности.





Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с