Рейтинг руководителей региональных законодательных собраний за период деятельности областных парламентов с марта 2010 по март 2011 года
Выявить место и роль органов представительной власти в асимметрично развитых в социально-экономическом отношении регионах ЦФО позволил экспертный опрос лидеров общественного мнения в регионах. Для этого экспертным советом Агентства был разработан ряд критериев, по которым проводилась оценка деятельности региональных парламентов и их руководителей, а также сформирована временная экспертная группа, в которую вошли 36 региональных экспертов (по два представителя от каждого субъекта ЦФО). В период с 29 апреля по 1 июня 2011 года проводилось качественное исследование с участием экспертной группы, в ходе которого была проанализирована роль региональных парламентов в политическом пространстве региона и непосредственный вклад в политические процессы председателей заксобраний. В итоге персонифицированный фактор деятельности спикеров оказался доминирующим, даже с учетом коллегиальной основы функционирования органов региональной представительной власти.
Ключевое внимание в экспертных оценках уделялось следующим сегментам:
1) качество регионального законодательства и усилия руководителя законодательного собрания в данном аспекте;
2) исполнение принимаемых законов в территории;
3) инициирование со стороны регионального законодательного собрания принятия стратегии развития территории;
4) влияние принимаемых областных законов на социально-экономическое развитие субъекта федерации;
5) уровень узнаваемости народных избранников и рейтинг доверия депутатов регионального законодательного собрания среди населения;
6) воздействие спикера на процесс консолидации и созидательной деятельности деловой и политической элиты региона, влиятельность руководителя заксобрания в среде элиты субъекта РФ;
7) роль спикера в системе разделения властей;
8) фактор контроля законодательных собраний над деятельностью органов исполнительной власти;
9) личный креатив и позитивные качества спикера, открытость областного парламента и его руководителя в сфере общественного мнения.
Большинство участников экспертной группы сошлись в том, что большое значение имеет модель политического поведения спикеров региональных парламентов (или ее отсутствие). По большому счету, в основе представленного ниже рейтинга в первой пятерке представлена наиболее эффективная модель политического поведения, которую можно обозначить, как модель социального новаторства с двумя вариациями: инициативно-деятельностной (характерна для Липецкой, Московской и Владимирской областей) и сбалансировано-деятельностной (характерна для Воронежской и Ярославской областей).
Следует особо отметить, что для Липецкой области характерно принятие востребованных законов. Этот субъект лидирует в формировании регионального экономического законодательства. Относительно Воронежской области имеет смысл заметить качество принимаемого регионального законодательства. Во многом это связано с тем, что большинство законопроектов проходят экспертизу в «Институте регионального законодательства». Однако далеко не все даже качественно проработанные законопроекты исполняются (правда, это уже имеет косвенное отношение к представительной власти).
Особое место эксперты отвели Белгородскому парламенту, отмечая, что прежний председатель Белгородской областной Думы выполнял представительские функции. Настоящий председатель по инерции демонстрирует те же модели и практики в условиях дисбаланса властей, при котором исполнительная власть подавляет законодательную и не дает возможности функционировать ей как самостоятельному институту.
В целом же прослеживается тенденция, согласно которой региональные законодательные собрания как институт парламентаризма не в полной мере отвечают концентрированным чаяниям жителей субъектов России.
1. |
 |
Павел Путилин
Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
|
 |
2. |
 |
Валерий Аксаков
Председатель Московской областной Думы
|
 |
3. |
 |
Владимир Ключников
Председатель Воронежской областной Думы
|
 |
4. |
 |
Виктор Рогоцкий
Председатель Ярославской областной Думы
|
 |
5. |
 |
Владимир Киселёв
Председатель Законодательного Собрания
Владимирской области
|
 |
6. |
 |
Андрей Бычков
Председатель Костромской областной Думы
|
|
7. |
 |
Владимир Платонов
Председатель Московской городской Думы
|
|
8. |
 |
Игорь Панченко
Председатель Тульской областной Думы
|
|
9. |
 |
Андрей Епишин
Председатель Законодательного
Собрания Тверской области
|
|
10. |
 |
Виктор Бабурин
Председатель Законодательного
Собрания Калужской области
|
|
11. |
 |
Александр Кичигин
(с марта 2011 г. Виктор Карамышев)
Председатель Курской областной Думы
|
|
12. |
 |
Владимир Карев (с марта 2011 г. Александр Никитин)
Председатель Тамбовской областной Думы
|
|
13. |
 |
Владимир Гайдуков Председатель Брянской областной Думы |
|
14. |
 |
Иван Кулабухов,
Анатолий Зеликов (до октября 2010 г.)
Председатель Белгородской областной Думы
|
|
15. |
 |
Анатолий Мишнев Председатель Смоленской областной Думы |
|
16.
|
 |
Иван Мосякин (до мая 2011)
Председатель Орловского областного Совета народных депутатов
|
|
17. |
 |
Сергей Пахомов
Председатель Ивановской областной Думы
|
|
18. |
 |
Аркадий Фомин
Председатель Рязанской областной Думы
|
|