Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

Муниципалитетам присвоили рейтинги эффективности

На заседании Совета глав муниципальных образований, прошедшем 24 мая, стали известны результаты мониторинга эффективности деятельности местного самоуправления за 2010 год. На основе мониторинга основных показателей эффективности оценивается работа глав местного самоуправления. Мониторинг ведется согласно Указу Президента Российской Федерации № 825 и на основе единой федеральной методики. Оцениваются 132 показателя – для сельских районов и 155 показателей для областного центра. Информацию представляет сам глава муниципалитета – в докладе, написанном по типовой форме. После чего министерство экономики Омской области проверяет представленные данные, обрабатывает их и группирует по нескольим сводным рейтингам – экономическое развитие, здравоохранение, дошкольное и общее образование, физкультура и спорт, строительство, ЖКХ, энергосбережение, сельское хозяйство, эффективность муниципального управления и уровень неэффективных расходов. На основе мониторинга и по той же методике формируется доклад губернатора Омской области, который он направляет для отчета в федеральный центр. Министр экономики Омской области отметил, что по сравнению с 2009 годам произошло улучшение показателей. Министр высказал предположение, что по итогам 2010 года Омскую область так же, как и в прошлом году, признают в числе лучших. Далее Игорь МУРАЕВ подробно остановился на всех девяти направлениях, назвал лучших, а также аутсайдеров, «которые тянут область вниз». Среди последних оказался и город Омск.

Неэффективные расходы – это неиспользованные резервы

Какие расходы считаются неэффективными? Федеральными органами власти определены нормативы численности и финансирования бюджетных учреждений и органов управления. Например, сколько учеников должно приходиться на одного учителя или каковы расходы на содержание чиновников администрации. Расходы, не укладывающиеся в эти нормативы, считаются неэффективными. Это, по сути, неиспользованные финансовые резервы, которые при эффективном управлении можно было направить на насущные потребности, которых в муниципальных образованиях всегда много. В 2010 году общий объем неэффективных расходов местных бюджетов в Омской области уменьшился на 27,5 % к уровню 2009 года  — на 717,4 млн рублей и составил 1,88 млрд рублей.Муниципалитеты, конечно, старались снижать неэффективные расходы, однако не смогли выполнить решение прошлогоднего Совета глав муниципальных образований, который обязал снизить эти расходы не менее чем на 30%. Лидеры по снижению неэффективных расходов – Омский (на 51,4%) и Марьяновский (на 50,1%) районы.
Аутсайдерами в нелегком деле снижения расходов являются администрации Тевризского (на 2,9%) и Нижнеомского (на 11,5%) районов.
Если смотреть на абсолютные цифры, то самый низкий объем неэффективных расходов в Оконешниковском районе – 15 млн руб., самый высокий – в Тарском и Называевском районах – по 70 млн руб.
Что касается самого крупного муниципалитета региона – города Омска, то в прошлом году он снизил неэффективные расходы на 22,2%, не выполнив контрольную цифру 30%. Неэффективно было истрачено 645 млн рублей.


Развитие малого бизнеса – главное направление экономической политики

В этой номинации речь идет прежде всего о развитии малого бизнеса, который является одним из главных доноров в бюджет муниципалитетов. В отличие от крупных инвестиционных проектов, развивать малый бизнес можно собственными усилиями районных и городских властей. В прошлом году в районах области налоговые поступления от малого бизнеса увеличились на 16%. Лидеры роста – Нововаршавский, Омский и Знаменский районы.
Аутсайдеры – Азовский, Калачинский, Тевризский районы. В сельских районах медленно, на 0,9% в год, но все же идет увеличение количества предпринимателей. В Омске же в прошлом году количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 7,6%  — почти на 3 тысячи 900 предпринимателей. Возможно, это связано с тем, что администрация Омска более чем на 20% не профинансировала программу поддержки развития малого бизнеса. По объему бюджетных расходов на развитие малого предпринимательства (в расчете на одно малое предприятие) Омск опустился с 3 места в 2009 году на 19 место в 2010 году. Расходы городского бюджета на развитие малого предпринимательства в 2010 году составили, в расчете на одно малое предприятие 139,5 рубля. Это в 22 раза меньше, чем в Называевском районе.
В сельских районах, где еще недавно не уделяли внимания развитию малого бизнеса, начинают реализовываться собственные муниципальные программы в этом направлении. В 2009 году собственные программы запустили 12 районов, в прошлом году к ним добавилось еще 10. В целом по сельским районам финансирование местных программ выросло почти в 20 раз. Только власти Знаменского, Калачинского, Крутинского и Шербакульского районов не выделили на поддержку малого бизнеса ни копейки. А в Кормиловском и Полтавском районах муниципалитеты почти ничего не закупают для своих нужд у местного малого бизнеса.
В отдельный блок – «эффективность муниципального управления» — включен показатель – доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов муниципального образования без учета субвенций. В по результатам 2010 года налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов выросли на 12,4%. Наибольшее снижение по доле налоговых и неналоговых доходов у Исилькульского района (с 24,4 до 10,8 %), Саргатского (14,8 до 9,4 %).

Сельское хозяйство развивается неравномерно

К номинации «Экономическое развитие» относится и сельское хозяйство. Один из основных — показатель эффективности в сельскохозяйственном производстве – для обрабатываемой пашни. Очень большой разброс районов по доле обрабатываемой пашни. В лидерах Таврический (98,%), Исилькульский, Полтавский районы. В аутсайдерах – Усть-Ишимский, Большеуковский, Седельниковский районы, где используется менее 20% пашни.
Примеры передовых районов показывают, что можно иметь полностью прибыльное сельское хозяйство. В Большеуковском, Исилькульском, Кормиловском, Называевском, Марьяновском, Оконешниковском, Тарском районах все работающие в них сельхозорганизации в прошлом году показали прибыль. Аутсайдеры в сельском хозяйстве — Тевризский, Усть-Ишимский и Знаменский районы.
По понятным причинам, в рейтинге развития сельского хозяйства город Омск отсутствует.


Эффективность в здравоохранении определяется снижением смертности

В здравоохранении 16 районов Омской области улучшили показатели, 2 района остались на том же месте, а 14 районов и город Омск скатились вниз. По мнению Игоря МУРАЕВА, снижение смертности в Омске произошло благодаря итогам переписи населения, актуализировавшей количество проживающих в городе людей. Выше всего смертность в Любинском, Тевризском, Тюкалинском, Саргатском иУсть-Ишимском районах. Причем только в Любинском районе смертность имеет тенденцию к сокращению.
В здравоохранении сосредоточено больше половины неэффективных расходов муниципальных бюджетов — 973,8 млн рублей. Снижаются они со скрипом – на 12% в год. 535,4 млн рублей неэффективных расходов в здравоохранении приходится на областной центр. При эффективном управлении финансами сэкономленные деньги могли бы пойти на увеличение зарплаты городским врачам. А сейчас она в Омске находится на 29 месте среди всех муниципальных образований.
Лидеры по эффективности в сфере здравоохранения Полтавский, Одесский и Оконешниковский районы. Среди отстающих – Знаменский, Тарский и Тевризский районы.

ЕГЭ сдают не только школьники, но и сама система образования муниципалитетов

В сфере образования составлено два сводных рейтинга – по дошкольному и общему образованию.
По дошкольному образованию улучшили показатели 16 районов, ухудшили 16 районов и город Омск. Областной центр упал с 13-го до 20 места в рейтинге. Также резко упали Азовский, Седельниковский, Шербакульский и Усть-Ишимский районы.
В целом по Омской области число мест в детских садах в 2010 году выросло на 3,9%, а в Омске сократилось на 2,1%. Лидерами в сфере дошкольного образования стали Колосовский, Полтавский и Муромцевский районы.
В Колосовском районе самый высокий охват детей услугами дошкольного образования  — 82,4%.
В аутсайдерах Кормиловский, Одесский и Крутинский районы.
В сфере общего и дополнительного образования один из главных показателей – итоги сдачи Единого государственного экзамена. В целом по Омской области в 2010 году улучшились результаты ЕГЭ по обязательным предметам — русскому языку и математике. Город Омск по результатам ЕГЭ находится на 29 месте среди муниципальных образований, рядом с Усть-Ишимским районом.
А лучшие результаты ЕГЭ в области в Седельниковском, Колосовском и Большеуковском районах. Аутсайдеры – Нижнеомский, Знаменский, Тюкалинский районы.
В сфере образования муниципалитетам удалось добиться значительного – в 1,7 раза снижения неэффективных расходов. Объем неэффективных расходов в этой сфере в Омской области составил 885,3 млн рублей.
Город Омск по средней зарплате учителей находится на 30 месте среди муниципальных образований. Здесь же немного не дотянули до выполнения норматива по наполняемости школьных классов (24,7 человека при нормативе – 25 человек в классе), хотя малокомплектных школ в Омске нет.
В сфере физической культуры и спорта лидерами стали муниципалитеты, в которых самая высокая обеспеченность спортивными сооружениями на душу населения и где больше всего людей (в процентах от количества населения) занимаются физической культурой. Лидеры здесь Называевский, Нижнеомский и Полтавский районы. В аутсайдерах ходят Черлакский, Крутинский и Колосовский районы.

ЖКХ не должно быть убыточным

В этой сфере также выведены два сводных рейтинга – жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
В 2010 году в районах Омской области было введено жилья в 1,5 раза больше, чем в позапрошлом году. Плановые значения по вводу жилья не выполнили в Омске, Саргатском, Полтавском и Оконешниковском районах. Причем в городе Омске, Колосовском и Полтавском районах в прошлом году было введено жилья меньше, чем в 2009 году, который как мы помним, был самым кризисным. Омск в рейтинге строительства жилья упал сразу на 18 позиций.
Больше всего в прошлом году ввели жилья Русско-Полянский, Седельниковский и Калачинский районы.
Несмотря на то, что жители уже несколько лет платят 100% от экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги, в четырех муниципалитетах области – Черлакском, Оконешниковском, Исилькульском районах и городе Омске некоторые организации в сфере ЖКХ остаются убыточными В областном центре в 2010 году доля убыточных организаций выросла более чем в два раза и составила 15,4 %.
Не менее важный показатель — доля многоквартирных домов, земля под которыми внесена в кадастр. Во-первых, этот показатель учитывается при включении в федеральные программы капитального ремонта домов. Во-вторых, оформленная в собственность земля является налогооблагаемой базой именно для муниципальных бюджетов. В городе Омске эта доля составляет 23,7%, предпоследнее место по области. В числе аутсайдеров в номинации «ЖКХ» Муромцевский, Оконешниковский, Черлакский районы. А лучшие здесь — Большеуковский, Любинский и Колосовский районы. В них полностью отсутствует аварийное жилье.
Рейтинг по энергосбережению и энергоэффективности формировался исходя из уровня обеспеченности приборами учета муниципальных учреждений и жилых домов. Лидерами здесь стали Исилькульский, Большереченский и Саргатский районы. Среди аутсайдеров – Тевризский, Нововаршавский и Шербакульский районы.

Рейтинги эффективности – материал для работы над ошибками

На заседании Совета глав муниципальных образований было решено взять обязательства сократить неэффективные расходы муниципалитетов в 2011 году еще на 30%. Среди приоритетов – повышение зарплат бюджетникам, развитие малого бизнеса, ввод жилья, повышение качества муниципального управления.
Совет глав муниципальных образований особо отметил неудовлетворительную работу мэра города Омска, результатом которой стала отрицательная динамика показателей эффективности». Показатели Омска за 2010 год ухудшились в таких сферах, как малый и средний бизнес, строительство жилья, доступность дошкольного образования, уровень оплаты труда бюджетников, массовость занятий горожан физкультурой и спортом.
«В Омске по всем сферам по 2010 году продолжена тенденция скатывания, причем в геометрической прогрессии. Это уже даже не первая десятка по рейтингу среду муниципальных образований, по ряду рейтингов перевалили даже за двадцатые позиции. Что явно не стыкуется с априори высоким потенциалом мегаполиса», — заявил в своем докладе министр экономики региона Игорь МУРАЕВ.
В каждом районе будет разработан собственный план повышения эффективности работы. Об исполнении этого плана главы муниципалитетов будут регулярно отчитываться в органах власти Омской области. Самое чувствительное для районов – то, что инвестиции из областного бюджета будут направляться преимущественно в те муниципальные образования, которые заняли хорошие места в рейтинге или положительную динамику в соответствующих отраслях. Лидерам также обещаны гранты правительства Омской области. Все материалы мониторинга будут направлены главам муниципальных образований. Причем не только материалы по собственному муниципалитету, но и по всем. Чтобы руководители смогли присмотреться к положительному опыту соседей, ознакомиться с ценным опытом. Или, наоборот, чтобы избежать ошибок соседей. Рейтинги могут быть полезны и рядовым избирателям. Чтобы суждение «Жить стало лучше (или хуже) при новом главе» можно было выносить не субъективно, а на основе твердых цифр.