Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

История рейтингов в России

Кризис 1998 года заставил многие банки и компании пересмотреть подходы к оценке кредитных рисков, а рейтинговые агентства - методики присвоения рейтингов и методы ранжирования банков и компаний. Кредитные институты, в первую очередь, как финансовые посредники заинтересованы в присвоении всевозможных рейтингов, от рейтинга кредитоспособности до надежности. Именно поэтому большинство рейтинговых агентств в нашей стране занимаются рейтингованием банков. Помимо международных агентств - Moody’s, Standart&Poors, Fitch, - достаточно прочно обустроивших свой бизнес в нашей стране, на внутреннем рынке действуют РА «Интерфакс», РА «Эксперт», РусРейтинг. Это те бренды, которые остались или пришли на российский финансовый рынок после кризиса. Делают свои рейтинги и Журналы «Эксперт» и «Профиль». А количество изданий и агентств, оперирующих статистикой по участникам рынка и формирующих собственные рэнкинги, не поддается исчислению.

Отсутствие оперативной информации о финансовом состоянии, о конкурентоспособности профучастников и об их надежности, или невозможность по каким-либо причинам провести экспертный анализ заставляет обращаться к агентствам и аналитическим группам, представляющим подобного рода информацию. Хорошо, если такая информация ими может быть предоставлена оперативно, в противном случае получается ситуация как с Инвестиционным агентством «Пролог», когда компания не исполняла обязательства, и при этом продолжала занимать деньги под высокие проценты, обманывая инвесторов, клиентов и контрагентов. Следует отметить, что Информационно-аналитическое управление НАУФОР первым прореагировало официально на ситуацию и приостановило рейтинг «Пролога», который на тот момент составлял «ВВВ» (достаточная надежность).

Рейтинги и рэнкинги

Во-первых, следует отличать рейтинги от рэнкигов.

Рэнкинги - это ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя на определенную отчетную дату или за указанный период. Например «100 крупнейших банков по активам», «Крупнейшие управляющие компании по активам в управлении по итогам третьего квартала», «Крупнейшие компании по совокупным оборотам на фондовом рынке в третьем квартале». Рэнкинги необходимы - они дают понимание о месте участника на рынке по тому или иному показателю. Рейтинги - это не ранжирование, а четкая позиция участника на рейтинговой шкале, определяемая, как правило, с помощью многофакторной модели оценки.

Например, «Рейтинг надежности инвестиционных компаний» с делением по степени надежности от ААА до D или рейтинг кредитоспособности банков разнесенный по четкой рейтинговой шкале.

Рейтинги необходимы, когда нужно сравнить участников по совокупности показателей, как финансовых так и не финансовых, в то время как рэнкинги хороши при сегментации исследований или при определении положения компании в конкурентном окружении по тому или иному показателю деятельности.

Рейтинги и рэнкинги, существующие в России, условно можно разделить на несколько групп:

1. К первой группе можно отнести «информационные рэнкинги».

В них осуществляется ранжирование участников по убыванию значения одного из финансовых показателей. Рейтинг представляется в форме таблицы, в которую включены крупнейшие участники по результатам ранжирования и набор финансовых показателей, например, кредитный портфель, ценные бумаги, остатки на счетах клиентов, вклады граждан, бюджетные средства. Изучение этих показателей дает возможность составить некоторое представление о положении банка на финансовом рынке.

Однако, при изучении такого рэнкинга (называемого почти всегда рейтингом) может возникнуть «мозаичное» восприятие материала. В большей степени этому способствуют составители рейтинга. Инвестору зачастую предлагается просмотреть подборку значений показателей, рассчитанных составителями. Однако составители не поясняют, хорошо это или плохо – наличие или размер того или иного показателя.

2. Вторая категория рейтингов – «смешанные» рейтинги и рэнкинги.

В таких рейтингах, как правило, наряду с общей информацией (финансовые показатели) существует и бальная оценка надежности. Таким образом, задача инвестора упрощается – достаточно только поверить расчетам составителя.

Однако, здесь возникает своя сложность: выставление балла надежности - это субъективная оценка, основанная на расчетах. К тому же, как показал кризис, само понятие «надежности» российского финансового или инвестиционного института является аморфным и требует более глубокого многофакторного исследования.

3. Третья категория рейтингов - рейтинги имеющие бальную оценку финансового состояния участника рейтинга.

В них, как правило, существуют классификационные группы, имеющие буквенные и цифровые наименования, например, ААА или В1, и т.д. Надежность банка определяется его принадлежностью к той или иной группе и складывается как из количественного, так и из качественного анализа, преломленного через кредитную историю. Кроме того, существует планка, верхняя граница рейтинга, которая не позволяет претенденту на рейтинг иметь рейтинг выше странового, рассчитываемого международным рейтинговым агентством. Для отнесения банка к той или иной группе рассчитывается большое количество финансовых и качественных показателей (иногда свыше 50), из которых и складывается итоговый балл (коэффициент) надежности. Такой же принцип рейтингования используют крупнейшие международные рейтинговые агентства Moody’s, Standart & Poors и другие.

Международный опыт рейтингования

Международные рейтинговые агентства имеют большой опыт в присвоении рейтингов на мировом рынке финансов. Эти агентства ориентируются на международную отчетность.

Однако, и в методиках рейтингов международных агентств есть свои недостатки. Главный из них - рейтинги участников ограничены планкой страновых рейтингов. В результате в России первые два года после кризиса Сберегательный банк имел рейтинг кредитоспособности на уровне “ССС”, хотя его кредитоспособность была проверена самим кризисом. Зато турецкие и аргентинские банки, несмотря на серьезнейший кризис в странах и отсутствие серьезной экономической базы, очень быстро получили высокие оценки, сразу же после того как страны начали выходить из кризиса.

Пример таких стран, как Германия, Франция, Китай, показывает, что национальные рейтинговые агентства прекрасно уживаются с иностранными гигантами. Объясняется это просто: на любом национальном рынке есть компании, желающие выйти на мировой рынок и привлекать западных инвесторов. Такую возможность им предоставляют международные агентства. Но параллельно с ними существует огромное количество компаний, работающих на внутреннем рынке, растущих и развивающихся, может, не так активно как, к примеру, Энрон, но вполне конкурентоспособных на российском рынке. Именно на них рассчитаны внутренние рейтинги. Понимая это, иностранные агентства входят на российский рынок с российской шкалой.