Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

 РЕЙТИНГ ООН СРЕДИ РЕГИОНОВ РФ

В российских «Докладах о развитии человеческого потенциала» индексы для субъектов РФ рассчитываются с 1997 г. При расчете индекса образования уровень грамотности оценивается по данным переписи 2002 г. Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрастах 7–24 года.
Используемая методика имеет ряд дефектов. Самый очевидный — относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики и во внутренних офшорах. Еще одна проблема не имеет решения в принципе, поскольку регионы — более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) перераспределяется государством. В региональных индексах измеряется производство ВРП, а не потребление, тем самым искажается реальное экономическое положение населения. Возможная альтернатива для измерения — показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, но они также имеют свои региональные искажения, поэтому их использование не решает проблемы. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях. Еще одно трудно устранимое искажение — формально заниженные показатели образования пристоличных областей (Московской и Ленинградской), поскольку значительная часть молодежи этих регионов получает профессиональное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Все это необходимо учитывать при анализе результатов рейтинга.
Россия в середине 2000-х годов вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, ее индекс превысил значение 0,800. Число регионов с индексом, соответствующим показателю развитых стран, резко увеличилось – с 4 в 2004 г. до 12 в 2006 г., при этом Москва преодолела планку 0.900, опередив страны Центрально-Восточной Европы. Среди лидеров рейтинга, которые почти не меняются – федеральные города и ведущие экспортные регионы, нефтяные и металлургические (рис. 1). Но все же в десятку лидеров входят регионы с более сбалансированным развитием (Татарстан, Самарская, Томская, Липецкая и Белгородская области), в которых достаточно высок охват образованием и показатели долголетия не ниже средних по стране.
Во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского АО, индекс вырос за два последних года, особенно быстро – в 2006 г. (Карта ИРЧП 2006 г.). «Скачки» в

 

ВВП долл. ППС

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Индекс образо-вания

ИРЧП

Место

Российская Федерация

13252

0.816

66.60

0.693

0.907

0.805

 

г. Москва

28418

0.943

71.81

0.780

0.999

0.907

1

Тюменская область

52599

1.046

67.95

0.716

0.902

0.888

2

Санкт-Петербург

14310

0.828

68.90

0.732

0.985

0.848

3

Республика Татарстан

16432

0.852

69.04

0.734

0.917

0.834

4

Томская область

14556

0.831

66.50

0.692

0.923

0.815

5

Белгородская область

11651

0.794

69.27

0.738

0.904

0.812

6

Липецкая область

15526

0.842

66.73

0.696

0.888

0.809

7

Красноярский край

15993

0.847

65.58

0.676

0.899

0.807

8

Республика Башкортостан

12569

0.807

67.47

0.708

0.901

0.805

9

Самарская область

12076

0.800

66.57

0.693

0.916

0.803

10

Свердловская область

13121

0.814

66.47

0.691

0.902

0.802

11

Вологодская область

14587

0.832

65.36

0.673

0.895

0.800

12

Республика Коми

15931

0.846

64.21

0.654

0.898

0.799

13

Республика Саха (Якутия)

12658

0.808

65.55

0.676

0.913

0.799

14

Омская область

12151

0.801

66.17

0.686

0.905

0.798

15

Оренбургская область

12404

0.805

66.17

0.686

0.900

0.797

16

Челябинская область

11817

0.796

66.17

0.686

0.907

0.796

17

Ярославская область

11001

0.785

66.11

0.685

0.908

0.793

18

Удмуртская Республика

10665

0.779

66.01

0.684

0.911

0.791

19

Пермский край

14141

0.826

63.99

0.650

0.895

0.790

20

Новосибирская область

9186

0.754

66.38

0.690

0.925

0.790

21

Архангельская область

12950

0.812

64.84

0.664

0.892

0.789

22

Сахалинская область

16441

0.852

62.79

0.630

0.883

0.788

23

Волгоградская область

8825

0.748

67.84

0.714

0.893

0.785

24

Магаданская область

10779

0.781

63.40

0.640

0.934

0.785

25

Нижегородская область

10327

0.774

64.60

0.660

0.919

0.784

26

Республика Северная Осетия Алания

6377

0.694

70.74

0.762

0.895

0.784

27

Мурманская область

11558

0.793

65.17

0.670

0.883

0.782

28

Орловская область

7964

0.731

66.39

0.690

0.923

0.781

29

Курская область

8215

0.736

66.06

0.684

0.924

0.781

30

Московская область

11407

0.791

66.40

0.690

0.863

0.781

31

Краснодарский край

8147

0.734

68.74

0.729

0.879

0.781

32

Чувашская Республика

7639

0.724

66.98

0.700

0.917

0.780

33

Саратовская область

7511

0.721

67.37

0.706

0.903

0.777

34

Иркутская область

11202

0.788

63.06

0.634

0.907

0.776

35

Ростовская область

7134

0.712

67.61

0.710

0.902

0.775

36

Республика Мордовия

6634

0.700

67.75

0.713

0.907

0.773

37

Рязанская область

8249

0.737

65.23

0.671

0.912

0.773

38

Республика Карелия

10851

0.782

63.79

0.647

0.887

0.772

39

Воронежская область

6384

0.694

67.11

0.702

0.916

0.771

40

Кемеровская область

11466

0.791

63.04

0.634

0.886

0.771

41

Хабаровский край

8870

0.749

63.67

0.645

0.917

0.770

42

Астраханская область

8016

0.732

66.14

0.686

0.892

0.770

43

Ульяновская область

7598

0.723

66.33

0.689

0.896

0.769

44

Пензенская область

6630

0.700

67.25

0.704

0.896

0.767

45

Тамбовская область

6800

0.704

66.84

0.697

0.898

0.766

46

Республика Дагестан

4556

0.637

73.35

0.806

0.854

0.766

47

Республика Хакасия

8466

0.741

64.51

0.659

0.897

0.765

48

Камчатская область

7386

0.718

65.19

0.670

0.901

0.763

49

Тульская область

8774

0.747

64.23

0.654

0.888

0.763

50

Калужская область

7717

0.725

66.03

0.684

0.878

0.763

51

Карачаево-Черкесская Республика

5253

0.661

70.19

0.753

0.872

0.762

52

Новгородская область

10189

0.772

62.66

0.628

0.887

0.762

53

Ставропольский край

5710

0.675

68.25

0.721

0.884

0.760

54

Ленинградская область

13565

0.820

63.06

0.634

0.820

0.758

55

Калинингpадская область

8425

0.740

64.13

0.652

0.881

0.758

56

Приморский край

7032

0.710

64.40

0.657

0.901

0.756

57

Алтайский край

6308

0.692

66.64

0.694

0.882

0.756

58

Костромская область

7670

0.724

64.62

0.660

0.883

0.756

59

Владимирская область

7184

0.713

64.44

0.657

0.896

0.756

60

Курганская область

6492

0.697

65.52

0.675

0.893

0.755

61

Смоленская область

7898

0.729

63.01

0.634

0.901

0.755

62

Тверская область

8178

0.735

62.85

0.631

0.894

0.753

63

Кировская область

5748

0.676

65.80

0.680

0.900

0.752

64

Кабардино-Балкарская Республика

4836

0.647

70.14

0.752

0.856

0.752

65

Брянская область

6241

0.690

65.30

0.672

0.894

0.752

66

Республика Марий Эл

6429

0.695

64.82

0.664

0.888

0.749

67

Амурская область

7528

0.721

62.23

0.621

0.890

0.744

68

Республика Бурятия

7386

0.718

62.43

0.624

0.889

0.744

69

Республика Адыгея

4137

0.621

68.27

0.721

0.884

0.742

70

Республика Калмыкия

4208

0.624

67.52

0.709

0.890

0.741

71

Чукотский автономный округ

11262

0.788

58.93

0.566

0.868

0.741

72

Ивановская область

4513

0.636

64.49

0.658

0.910

0.735

73

Еврейская авт.область

7328

0.717

61.27

0.605

0.880

0.734

74

Читинская область

6946

0.708

61.43

0.607

0.876

0.730

75

Псковская область

6614

0.700

61.22

0.604

0.884

0.729

76

Чечня

2372

0.528

73.08

0.801

0.836

0.722

77

Республика Алтай

4800

0.646

62.49

0.625

0.883

0.718

78

Республика Ингушетия

1644

0.467

76.02

0.850

0.794

0.704

79

Республика Тыва

4189

0.623

58.43

0.557

0.892

0.691

80



рейтинге ИРЧП отдельных регионов чаще всего связаны с особенностями налогового режима (до 2004 г. в России существовали регионы – внутренние офшоры) и политикой крупнейших компаний (перенос юридических адресов), что оказывает заметное влияние на показатель душевого ВРП. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО, Магаданской, Омской областей и республик Калмыкия и Мордовия (2001-2005 гг.).
В 2006 г. в рейтинге впервые появилась Чеченская республика, занявшая 77-е место из 80 регионов. По доходу (душевому ВРП по паритету покупательной способности) Чечня опережает только Ингушетию, как и по охвату образованием детей и молодежи, однако по ожидаемой продолжительности жизни занимает второе место в стране вслед за Ингушетией. Удивительно высокие показатели этих республик (73-76 лет) демографы считают недостоверными из-за неточности статистического учета смертности, прежде всего младенческой.
Основной вклад в позитивную динамику ИРЧП российских регионов внесли два фактора. Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по партитету покупательной способности (ППС), хотя динамика в регионах была разной. Наиболее высокие темпы роста в 2004-2006 гг. имели крупнейшая агломерация страны (Москва и Московская область), некоторые регионы экспортно-сырьевой экономики (Пермская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский край), среднеразвитые Нижегородская и Тверская области, отдельные республики с невысоким уровнем экономического развития (Северная Осетия, Чувашия, Тыва). Для последних высокие темпы отчасти объясняются эффектом низкой базы. Только в двух регионах (Чукотском АО и Омской области) показатели душевого ВРП по ППС снизились, причиной стал перенос юридического адреса ранее «прописанных» в них структур «Сибнефти». Помимо снижения ВРП, эти регионы утратили существенную часть налоговых доходов.
Второй фактор – рост ожидаемой продолжительности жизни во всех регионах страны. Наиболее существенно улучшились показатели в самых проблемных регионах с низким долголетием: в Восточной Сибири (Иркутской, Читинской областях, Красноярском крае, республиках Хакасия и Тыва –на 4-5% за 2005-2006 гг.), во многих областях Нечерноземного Центра и Северо-Запада (Ивановская, Ярославская, Костромская, Брянская, Вологодская, Архангельская и др. – на 3%), в эксклавной Калининградской области. Это следствие возросших инвестиций в сферу здравоохранения, улучшения обеспеченности лекарствами и повышения доступности медицинских услуг. В результате Иркутская область в рейтинге ИРЧП поднялась с 46-го места на 35-е, Красноярский край – с 14-го на 8-е, и в целом регионы с наиболее значительным ростом долголетия, среди которых больше восточных, показали лучшую динамику ИРЧП.
Однако на Юге и в самых «богатых» субъектах РФ (Москве, нефтегазодобывающих автономных округах) с относительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни рост этого показателя минимален. В «богатых» регионах с высокими душевыми расходами бюджетов на здравоохранение небольшая добавка федеральных средств в рамках нацпроекта «Здоровье» слабо влияет на состояние отрасли. На юге доминирующими позитивными факторами остаются более благоприятный климат и меньшее распространение алкоголизма. Следовательно, усилия государства в сфере здравоохранения позволяют смягчить только самые острые проблемы доступности медицинских услуг в наиболее проблемных территориях с низким долголетием и деградирующей социальной сферой.
По охвату образованием детей и молодежи лидерами остаются Москва и Санкт- Петербург, в которых учатся жители и других регионов. По этой причине в Москве показатель охвата образованием превышает 100% населения в возрасте 7–24 лет.
При общем росте индекса сохраняется огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала. Но все же в последние два года (2004-2006) уже нельзя говорить о явном нарастании разрыва между лидерами и аутсайдерами по ИРЧП, показатели росли относительно равномерно, за исключением нескольких субъектов РФ. Это следствие возросшей эффективности перераспределительной социальной политики.
Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.

Дифференциацию можно оценить и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП (рис. 2). Хотя такое сравнение условно из-за внутрирегионального неравенства населения по доходу, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны улучшаются условия развития человеческого потенциала. В последние два года, особенно в 2006 г., произошли значительные позитивные изменения. Почти 30% населения России проживает в регионах с высоким уровнем развития человеческого потенциала, эта доля выросла вдвое. Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности для повышения человеческого потенциала. Однако большинство россиян, как и прежде, концентрируется в регионах с показателями ниже среднего, для 2/3 жителей страны возможности развития человеческого потенциала ограничены. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет только 6% населения России, это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи.
Для большинства регионов России характерна несбалансированность развития отдельных компонентов человеческого потенциала (дохода, образования, долголетия). Менее трети субъектов РФ имеют примерно равное отклонение частных индексов в ту или иную сторону, в группе лидеров это Москва, республики Татарстан и Башкирия, Белгородская, Самарская, Томская области, в последние годы более сбалансированным стало развитие Санкт-Петербурга, сократившего отставание по доходу. Почти половина регионов имеют худшие показатели индекса доходов относительно двух других, в основном это Центр и юг Европейской России. Ведущие экспортно-сырьевые регионы отличаются противоположным соотношением — индекс доходов опережает остальные. Регионы-аутсайдеры отличаются наиболее сильным разбросом всех частных индексов при минимальных показателях дохода. Диагностика несбалансированности развития позволяет выявить «слабое звено» и сконцентрировать ресурсы для решения первоочередных задач развития, а не просто выравнивания.
Кроме того, все российские регионы крайне неоднородны внутри, в них есть свои беднейшие муниципалитеты и сельские районы, есть более богатые региональные столицы и города экспортных отраслей. Но оценить это с помощью ИРЧП невозможно, так как на внутрирегиональном уровне его индикаторы не рассчитываются Росстатом.
В целом расчеты показывают, что только сочетание двух тенденций – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП. Такое сочетание сформировалось в середине 2000-х гг., повысив качество роста. Чтобы сохранить устойчивый рост человеческого потенциала на перспективу, необходимо решить важнейшие задачи: ускорить социальные трансформации в России, определить приоритеты развития и разработать эффективные механизмы социальной и региональной политики для регионов разного типа.  (http://atlas.socpol.ru/indexes/index.shtml)



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с