Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ВОЗ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЭТОЙ СИСТЕМЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В основе настоящего раздела лежит анализ основных методологических положений предлагаемых ВОЗ в качестве основы комплексной оценки результативности систем здравоохранения, опубликованных в ежегодном докладе ВОЗ за 2000 г (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000).
В соответствии с современными воззрениями, разделяемыми ВОЗ, системы здравоохранения (СОЗ) определяются как совокупность любых организаций, институтов и ресурсов, предназначенных для действий в интересах здоровья. Действия в интересах здоровья - это любой вид помощи: будь то индивидуальная помощь или услуги в сфере общественного здравоохранения, либо услуги, оказываемые на основе межсекторальных инициатив, главная задача которых заключается в укреплении, восстановлении и поддержании здоровья. Официальные медико-санитарные службы, включая оказание профессиональных услуг отдельным лицам, на унифицированной основе входят в рамки этого определения. Этими же рамками охватываются действия традиционных лекарей, использование медикаментозных средств, как по выписке медицинского сотрудника, так и без нее. Это включает также помощь больным на дому, где оказывается помощь от 70% до 90% пациентов при всех случаях заболевания (Kleinman, 1978). Такие традиционные виды медико-санитарного обслуживания, как укрепление здоровья и профилактика болезней и даже другие укрепляющие здоровье действия, такие как улучшение состояния дорог и улучшение состояния окружающей среды, также являются частью системы. За пределами данного определения находятся мероприятия, основная цель которых заключается в обеспечении иных ценностей, помимо здоровья, - например образование - даже в том случае, когда названные мероприятия приносят вторичную пользу для здоровья.
Люди обычно вступают в контакт с системой здравоохранения в качестве пациентов, получающих профессиональную помощь, лишь раз или два раза в год. Зачастую такой контакт сводится к получению не требующих рецепта лекарственных средств и с получением связанной со здоровьем информации и консультаций.
Цель хорошего здоровья сама по себе по существу двояка: наилучший достижимый средний уровень (хорошее качество) и обеспечение минимальных различий, проявляемых в отношении отдельных лиц и групп (справедливость). Можно сформулировать три основные цели, за которые несут ответственность системы здравоохранения:

ü  улучшение здоровья населения, которому они служат;
ü  обеспечение тех надежд, которые возлагает на них население;
ü  обеспечение финансовой защиты от расходов, связанных с нездоровьем.
Однако, между потенциалом систем здравоохранения и тем, как они в действительности работают, есть огромное несоответствие - слишком различными бывают результаты лечения в странах, которые, как представляется, имеют одинаковые ресурсы и возможности (рис. 20.1).
ВОЗ считает, что те, кто отвечает за принятие политических решений (ЛПР), должны знать, почему системы здравоохранения (СЗО) работают определенным образом, и что ЛПР могут сделать для того, чтобы СЗО были более результативны.

 alt

Из рисунка 20.1 видно, что существует явная зависимость между уровнем здоровья населения и среднегодовыми расходами здравоохранения на душу населения – более высокий уровень расходов в целом соответствует более высокому уровню здоровья населения. В то же время из рисунка также можно видеть, что даже при относительно одинаковых подушевых расходах существует значительный разброс между странами в уровне здоровья населения. Из этого следует, что показатель результативности определяется не только количеством средств, которые расходуются в год на сохранение и развитие здоровья на одного жителя, но и большим количеством других факторов, определяющих действительную эффективность работы служб и систем здравоохранения.
Выше были перечислены три главные цели здравоохранения, в совокупности раскрывающие понятие результативности системы: улучшение здоровья, отзывчивость и справедливое финансирование. Эти цели в совокупности обладают тем свойством, что повышение степени достижимости по любой из них, без уменьшения возможностей для достижения других главных целей может рассматриваться как улучшение результативности деятельности системы в целом – улучшение. Потому если мы можем измерить достижение целей, то другие свойства СЗО, такие как доступность, становятся ненужными в качестве мер результативности; они сохраняют свое значение лишь в качестве объяснения хороших или плохих результатов.
Таким образом, ВОЗ предлагает для оценки результативности системы здравоохранения измерять результаты по пяти аспектам результативности – общему уровню здоровья; распределению уровня здоровья среди населения, общему уровню отзывчивости системы, распределению отзывчивости и распределению финансового взноса. По каждому из этих аспектов ВОЗ при помощи групп международных экспертов использовала существующие источники или вновь полученные данные для расчета показателей достижения целей по странам, из которых можно было получить информацию. Эти данные использовались также для непрямой оценки значений в тех случаях, когда конкретные цифры вызывали сомнения, а также для оценки достижений и функционирования систем по всем другим государствам-членам (для получения количественных оценок для РФ ВОЗ использовал косвенные методы оценки по четырем из пяти перечисленных аспектов). В следующем разделе кратко рассмотрим основные методические приемы и конкретные методы, которые использовались ВОЗ для получения количественных оценок результативности, а в последнем разделе оценим применимость этих методов к российской специфике.




Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с