РЕЙТИНГ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Чернила на 99% состоят из воды
Методик составления рейтингов СМИ (Дробышева, 2003) существует множество, и критерии при этом используются разные. Но чаще всего идет поиск ответа на вопрос - где эффективнее всего размещать рекламу? В самой многотиражной газете, специализированном или рекламном издании? Конечно, все зависит от характера рекламы и поставленных перед нею задач. Наверное, очень оригинально, но бессмысленно рекламировать деревообрабатывающие станки и другую деловую или имиджевую рекламу, ориентируясь на огромный тираж, допустим, в "СПИД-Инфо". Вот как выглядит газетно-рекламный рынок СМИ Приморья, по данным медиа-измерений маркетингового агентства "Рейтинг" (www.rating.25.ru). Половина опубликованной в приморских газетах в марте рекламы приходится на рекламные издания "Дальпресс" (35%) и "Владпресс" (15%). Остальную часть рынка делят между собой "Владивосток" (12%), "Из рук в руки" (9%), "Новости" (7%), "Золотой Рог" (6%), "Супермаркет" (5%), "Конкурент" (4%), "Антенна" (3%), "Московский комсомолец", "Комсомолка" и "Океанский проспект" (по 1%). Исследования по рейтингу приморских СМИ, проведенные во Владивостоке под руководством эксперта консалтинговой группы "Дельта-Регион" Елены КОНДРАТЬЕВОЙ, ставили перед собой несколько другую задачу - составить рейтинг народно-любимых газет, радио- и телеканалов. Исследования проводились с учетом возрастных и социальных предпочтений. Было опрошено 800 человек (мужчин и женщин - поровну) по четырем возрастным группам - 16-25 лет, 26-40 лет, 41-55 лет, от 56 и выше. Путем социометрических опросов были выявлены наиболее часто упоминаемые характеристики: доверие к СМИ (48%), качество освещения актуальных для нашего региона тем (28%) и эстетическое предпочтение (24%). "ЗР" решил объединить рейтинги по доверию и актуальности поднимаемых тем, так как, на наш взгляд, эти понятия пересекаются (хотя, судя по разбросу оценок, читатели так не считают). Итак, газете "Владивосток" доверяют 22,5% опрашиваемых, и высоко оценивают актуальность поднимаемых ею тем 19%. Затем идут "МК" (15 и 18% соответственно), "Дальневосточные ведомости" (10 и 4%), "Новости" (8,5 и 17%). У "Золотого Рога" - 11 и 6%. А вот как выглядит рейтинг эстетического восприятия: "МК" (25%), "Владивосток" (20%), "Новости" (15%) и "ЗР" (11%). В итоге самой народной газетой можно признать "Владивосток" (21%). За ним в рейтинге следуют "МК" (18%), "Новости" (12%) и "Золотой Рог" (9%). Совсем неплохо для нашего специализированного делового издания! Самым народным радио является VBC с долей предпочтений 25%, затем "Лемма" - 16%, у "Новой волны" и ТГТРК - по 15%, "О'Кей" - 8% и "Радио Владивосток" - 7%. Самыми популярными из телеканалов являются "ОТВ-Прим" (21%) и ПТР (20%). У "Восток-ТВ" доля предпочтений 16,4%, по 10% у "Новой волны" и РВК, у ПКТВ - 8%, а у 14% опрошенных - нет предпочтений. Для всех СМИ представляет интерес ответ на вопрос: какие темы читатели считают актуальными? Что интересно, анкетирование проводилось в период предвыборных страстей, а тема "губернаторские выборы" по актуальности значилась далеко не на первом месте! Методика рейтинга "Дельта-Региона" интересна, но наверняка спорна. Например, показатели рейтинга доверия и актуальности поднимаемых тем. У "Новостей" эти показатели 8,5 и 17% соответственно. Получается, что читатели достаточно высоко оценивают актуальность тем, которые газета освещает, и в то же время не очень-то ей доверяют. Примерно то же можно сказать и о "Золотом Роге". У делового издания свои функции, отличные от массовых газет, хотя, возможно, выбранные параметры и позволяют сравнивать их достаточно корректно. Но как назовешь "Золотой Рог" народной газетой, даже если в рейтинге он занял почетное четвертое место, опередив множество массовых газет?!
http://www.zrpress.ru/2001/043/g005.htm
Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с
|