Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

ТЕЛЕРЕЙТИНГИ

Нам не нужно чтобы это было хорошо. Нам нужно, чтобы это было в четверг. Д. Норден

Начинает работать еще одна система подсчета телевизионных рейтингов. Новую панель по технологии итальянской компании AGB с использованием ее же техники запустила специально для этого созданная российская компания "Телерейтинг". Эта компания может стать реальным конкурентом действующему измерителю телеаудитории TNS/Gallup Media на тендере, в ходе которого в декабре будет названо имя поставщика рейтингов на ближайшие 5 лет.
Телевизионные рейтинги телеканалов показывают, сколько и каких зрителей посмотрело ту или иную программу. Чем зрителей больше, тем выше будет доход от рекламы, размещенной на канале. По прогнозам Российской ассоциации рекламных агентств, в 2003 году основные телеканалы поделят между собой около 1 миллиарда долларов. Именно поэтому каждый телевизионный начальник свой рабочий день начинает с изучения рейтингов.
Начиная с 1998 года и по настоящий момент поставщиком этих магических для телевидения цифр занимается компания TNS/Gallup Media. Чтобы подсчитать зрителей каждого канала, эта компания использует технологию электронного сбора сведений с помощью приборов, называемых пипл-метрами.
В двух словах, суть технологии такова: в нескольких сотнях квартир, отобранных по специальной выборке, устанавливаются специальные пипл-метры, которые регистрируют, кто из членов семьи в какое время смотрел телевизор и какую именно программу. Совокупность этих приборов социологи называют панелью. Дело это недешевое - в мировой практике принято тратить на рейтинги от 1 до 4 процентов от общего рынка телерекламы. Даже если посчитать по минимальным ставкам, то панель Gallup Media из 1650 квартир по всей России должна стоить компании около 10 миллионов долларов в год. В Gallup Media точную цифру называют коммерческой тайной и не разглашают.
Сегодня у TNS/Gallup Media появится действующий конкурент - компания "Телерейтинг", созданная специалистом в области телевизионных исследований Сергеем Белокопытовым. Он рассказал ГАЗЕТЕ, что панель "Телерейтинга" строилась с помощью технологий и современных пипл-метров итальянской исследовательской компании AGB, которая меряет рейтинги в некоторых странах Европы, в Латинской Америке и в Австралии. Белокопытов не скрывает, что запустил панель для того, чтобы лучше подготовиться к назначенному на декабрь тендеру, в ходе которого руководители основных телеканалов и рекламного бизнеса, объединившиеся два года назад в "Медиа Комитет", должны назвать компанию, которая следующие пять лет будет мерить телеаудиторию, предоставляя данные для "распиливания" рекламных миллиардов между телеканалами. И получать за это причитающиеся проценты. До сих пор мало кто сомневается в том, что это право достанется TNS/Gallup Media.
Информация о скором начале работы "Телерейтинга", впервые появившаяся в конце августа, наделала немало шума на российском медиарынке. Сразу же появились слухи, что к созданию новой панели причастен Первый канал. Они базировались на том, что гендиректор "единички" Константин Эрнст проводит контрольные проверки рейтингов и собственные телефонные опросы зрительских пристрастий, заказывая их разным исследователям, в том числе и AGB. Каждое несовпадение с данными Gallup Media становилось предметом серьезных разбирательств между каналом и измерителем.
Сергей Белокопытов пока не торопится назвать инвесторов "Телерейтинга", ссылаясь на "закрытость информации и продолжающиеся переговоры со многими потенциальными участниками проекта", чем невольно подливает масла в огонь.
Однако участие Первого канала в проекте "Телерейтинг" кажется маловероятным в силу того, что условия проведения тендера запрещают участвовать в работе конкурсной комиссии лицам, "связанным каким-либо образом с участниками", то есть владельцам, менеджерам и даже родственникам. "Мы прекрасно понимаем, что у исследовательской компании, созданной с нашим участием или при поддержке какого-либо другого канала, нет никаких шансов попасть на тендер, не то что победить в нем", - сказал ГАЗЕТЕ Константин Эрнст.
Директор "Медиа Комитета" Ольга Ермолаева подтвердила ГАЗЕТЕ, что источники финансирования исследовательских компаний, которые захотят участвовать в тендере, будут тщательно изучаться.
Директор по телевизионным исследованиям TNS/Gallup Media Александр Костюк не рассматривает "Телерейтинг" в качестве основного конкурента в предстоящем тендере. По его мнению, "шансы на победу в тендере более реальны у таких иностранных исследовательских компаний, как AGB, AC Nielsen и GFK". "Хотя само по себе появление "Телерейтинга" не в результате тендера, а за месяц до него, то есть практически вопреки ему, неприятно. Это может внести некоторый раскол в тендерный процесс", - заявил Александр Костюк ГАЗЕТЕ.
Генеральный директор "Видео Интернешнл" Сергей Васильев сообщил ГАЗЕТЕ, что "появление нового измерителя рейтингов в ближайшее время вряд ли кардинально изменит ситуацию на рынке". По мнению Васильева, "чтобы что-то серьезно изменить, нужно иметь серьезные наработки - простым запуском панели этого не сделать". "Для меня вообще не понятна организация "Телерейтинг". Никому не известно, на чьи деньги она построена. А ведь от этого зависит, сможет ли она повлиять на рынок или нет. Если она построена на деньги профессиональных иностранных инвесторов, то об этом им нужно громко кричать", - сказал Сергей Васильев.
Руководители телеканалов предпочли пока воздержаться от каких-либо комментариев относительно шансов "Телерейтинга". Во-первых, потому что пока никто еще не видел результатов работы новой панели. Во-вторых, потому что до конца не ясен список остальных участников тендера. Скорее всего, все желающие побороться за измерения подадут заявки в самый последний момент. Последний день, когда это можно сделать - 30 ноября.



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с