Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ

Достаточно сложно отразить все точки зрения по данной проблеме. Поэтому будет более правильным представлять мнения наиболее значимых авторов из разных исторических периодов. Цель данной работы – найти точку зрения, вокруг которой могли бы консолидироваться самые разные идеи. А для этого необходимо отразить весь спектр мнений, а не только наиболее удобную его часть.

Среди работ отечественных авторов необходимо выделить А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

А.Г. Ковалев (1913 - 1997) - доктор психологических наук, профессор, автор оригинальной концепции самовоспитания. Он явился инициатором разработки в 50-х годах проблем социальной психологии. Широкую известность получили его книги, среди них: «Психические особенности человека (1957), «Психология личности» (1970), «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» (1978). Автор более 160 трудов, в том числе 20 книг, 9 брошюр, А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

- темперамент (структура природных свойств);

- направленность (система потребностей, интересов и идеалов);

- способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев (1893 – 1973). Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт. Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, В.Н. Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики - потенциального и процессуального. К потенциальному он относил такие качественные особенности личности - ум, талант, характер, способности; к процессам - деятельность, мышление переживание. В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности. К последней относятся «...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности».

К.К. Платонов (1906-1984). Российский психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954). Наряду с исследованиями в области психологии ученый также изучал психологию летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др. Выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:

Низший уровень - это биологически обусловленная подструктура, включающая врожденные свойства нервной системы, темперамента, возрастные и половые свойства психики. Следующая подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, т.е. мышление, память, способности, ощущения, восприятие, зависящих не только от врожденных факторов, но и от тренировки и развития их. Следующим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся в основном в процессе обучения, имеющие социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, составляющая желания, влечения, интересы, взгляды, убеждения, идеалы, мировоззрение, особенности характера и самооценки (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Структура личности по К.К. Платонову

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Б.Г. Ананьев (1907 – 1972) предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивиде, личности, индивидуальности), проводил исследования в области чувственного восприятия, психологии общения, восстановления работоспособности раненых… Академик Ананьев выделял в индивидуальности базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание.

Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г. Ананьева можно считать вывод о том, что «структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них».

С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) Философское и психологическое образование получил в Марбурге. В 1943 году создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии. В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 году, сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, был им положен в основу его деятельностного подхода. С.Л. Рубинштейн (1946) рассматривает личность в трех планах:

1). направленность (установки, интересы, потребности); 2). способности; 3). темперамент и характер.

Из работ иностранных авторов наибольшее значение имеют предложения Л.Клягеса, Г.Мерфи, З.Фрейда и Р.Кеттела.

В Германии имела широкое хождение предложенная Л. Клягесом (1926) схема, включавшая такие компоненты личности и характера: а. материя; б. структура; в. движущие силы.

Г. Мерфи - известный американский психолог, магистр Гарвардского университета (1917). Доктор философии Колумбийского университета (1922). Почетный доктор Нью-Йоркского городского университета (1975) относится к представителям биосоциального подхода психики. К биологическим составляющим личности Г. Мерфи относит:

физиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;

канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;

условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;

познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов.

К социальным составляющим он относит воздействующие на личность:

систему сигналов, «обусловливающую» поведение;

предписания и запреты, содействующие формированию личности;

награды и наказания;

нормы данного общества, которые организуют процессы восприятия и познания.

З. Фрейд (1856 – 1939) – знаменитый австрийский психолог, психиатр и невропатолог, автор психоанализа. Создал свой способ лечения на основе психоанализа сновидений, ассоциаций, ошибочных действий больного. В теории З. Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем - «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх Я» (Super-Ego). Для примирения конфликтных импульсов Эго вырабатывает несколько механизмов – вытеснение, регрессия, сублимация. Супер-Эго запрещает Эго любую попытку разрядить инстинктивную энергию, вселяя чувство вины. В результате Эго тратит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавление. Причиной неврозов является невротический конфликт между «Оно» и «Я» (См. Табл. 2).

Таблица 2.

Структура личности по З. Фрейду (1896)

Название

подструктуры

Происхождение

Способ образования

Функции

Оно

Генетически

обусловленная

Врожденная

Удовлетворение

потребностей.

Я

Из индивидуального опыта


Отделение от Ид

Удовлетворение потребностей, контроль над инстинктами, сохранение организма, сбережение опыта, мышление, согласование требований всех подструктур

Сверх-Я

Супер-эго родителей

Идентификация с родителями, интроецирование социальных норм

Совесть, самонаблюдение, формирование идеалов, контроль поведения со стороны общества

Большое распространение получило, например, связанное с психоанализом представление о послойной структуре личности (Hoffman, Braun…), согласно которому самым внешним слоем являются идеалы, а самым внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения.

Р. Кеттел (род. в 1916 г.) – англо-американский психолог. С 1947 г. – директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал институт исследования основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности. В своей большой работе «Личность» указывает на следующие три аспекта личности:

1). интересы; 2). способности; 3). темперамент.




Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г.
Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова / М.: Изд-во «Советский спорт», 2009
www.polozov.nemi-ekb.ru