. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ Достаточно сложно отразить все точки зрения по данной проблеме. Поэтому будет более правильным представлять мнения наиболее значимых авторов из разных исторических периодов. Цель данной работы – найти точку зрения, вокруг которой могли бы консолидироваться самые разные идеи. А для этого необходимо отразить весь спектр мнений, а не только наиболее удобную его часть. Среди работ отечественных авторов необходимо выделить А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна. А.Г. Ковалев (1913 - 1997) - доктор психологических наук, профессор, автор оригинальной концепции самовоспитания. Он явился инициатором разработки в 50-х годах проблем социальной психологии. Широкую известность получили его книги, среди них: «Психические особенности человека (1957), «Психология личности» (1970), «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» (1978). Автор более 160 трудов, в том числе 20 книг, 9 брошюр, А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как: - темперамент (структура природных свойств); - направленность (система потребностей, интересов и идеалов); - способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В.Н. Мясищев (1893 – 1973). Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт. Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, В.Н. Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики - потенциального и процессуального. К потенциальному он относил такие качественные особенности личности - ум, талант, характер, способности; к процессам - деятельность, мышление переживание. В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности. К последней относятся «...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности». К.К. Платонов (1906-1984). Российский психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954). Наряду с исследованиями в области психологии ученый также изучал психологию летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др. Выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур: Низший уровень - это биологически обусловленная подструктура, включающая врожденные свойства нервной системы, темперамента, возрастные и половые свойства психики. Следующая подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, т.е. мышление, память, способности, ощущения, восприятие, зависящих не только от врожденных факторов, но и от тренировки и развития их. Следующим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся в основном в процессе обучения, имеющие социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, составляющая желания, влечения, интересы, взгляды, убеждения, идеалы, мировоззрение, особенности характера и самооценки (см. Табл. 1). Таблица 1. Структура личности по К.К. Платонову
Б.Г. Ананьев (1907 – 1972) предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивиде, личности, индивидуальности), проводил исследования в области чувственного восприятия, психологии общения, восстановления работоспособности раненых… Академик Ананьев выделял в индивидуальности базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г. Ананьева можно считать вывод о том, что «структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них». С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) Философское и психологическое образование получил в Марбурге. В 1943 году создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии. В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 году, сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, был им положен в основу его деятельностного подхода. С.Л. Рубинштейн (1946) рассматривает личность в трех планах: 1). направленность (установки, интересы, потребности); 2). способности; 3). темперамент и характер. Из работ иностранных авторов наибольшее значение имеют предложения Л.Клягеса, Г.Мерфи, З.Фрейда и Р.Кеттела. В Германии имела широкое хождение предложенная Л. Клягесом (1926) схема, включавшая такие компоненты личности и характера: а. материя; б. структура; в. движущие силы. Г. Мерфи - известный американский психолог, магистр Гарвардского университета (1917). Доктор философии Колумбийского университета (1922). Почетный доктор Нью-Йоркского городского университета (1975) относится к представителям биосоциального подхода психики. К биологическим составляющим личности Г. Мерфи относит: физиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей; канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении; условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения; познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов. К социальным составляющим он относит воздействующие на личность: систему сигналов, «обусловливающую» поведение; предписания и запреты, содействующие формированию личности; награды и наказания; нормы данного общества, которые организуют процессы восприятия и познания. З. Фрейд (1856 – 1939) – знаменитый австрийский психолог, психиатр и невропатолог, автор психоанализа. Создал свой способ лечения на основе психоанализа сновидений, ассоциаций, ошибочных действий больного. В теории З. Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем - «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх Я» (Super-Ego). Для примирения конфликтных импульсов Эго вырабатывает несколько механизмов – вытеснение, регрессия, сублимация. Супер-Эго запрещает Эго любую попытку разрядить инстинктивную энергию, вселяя чувство вины. В результате Эго тратит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавление. Причиной неврозов является невротический конфликт между «Оно» и «Я» (См. Табл. 2). Таблица 2. Структура личности по З. Фрейду (1896)
Большое распространение получило, например, связанное с психоанализом представление о послойной структуре личности (Hoffman, Braun…), согласно которому самым внешним слоем являются идеалы, а самым внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Р. Кеттел (род. в 1916 г.) – англо-американский психолог. С 1947 г. – директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал институт исследования основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности. В своей большой работе «Личность» указывает на следующие три аспекта личности: 1). интересы; 2). способности; 3). темперамент. Полозов А.А. Психологические портреты персонала спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005г. |