Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

РЕЙТИНГ СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Если выговор не помогает, попробуйте объявить благодарность. И.Гамазкова

ПОЛОЖЕНИЕ О МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И О РЕЙТИНГЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА

Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов требует совершенствования системы оценок знаний и умений. Предлагаемая методика расчета рейтинга студентов вводится с целью:

1) стимулирования систематической аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов;

2) повышения объективности в оценке знаний, предоставлении льгот и поощрений;
3) выявления и развития творческих способностей;

4) повышения заинтересованности студента в изучении факультативных дисциплин;

5) поощрении тех из них, кто участвует во внеучебной исследовательской работе, научно-технических конференциях, конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях и общественной работе. Настоящее Положение является дополнением к "Положению о курсовых экзаменах и зачетах" и основанием для использования его п. 2.4.

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Рейтинг определяет качество учебной работы студента по всем дисциплинам, считая их равноправными по значимости при подготовке специалиста в соответствии с образовательно-профессиональной программой и квалификационной характеристикой.

1.2. Рейтинг студента R - это количественная характеристика его успеваемости и результатов общественной деятельности, определяемая после каждого семестра как сумма семестровых рейтингов.

1.3. Семестровый рейтинг S - это интегральная количественная характеристика успеваемости и результатов общественной деятельности студента за семестр, определяемая на основе суммарных семестровых оценок.
1.4. Суммарная семестровая оценка D по учебной дисциплине - это количественная характеристика успеваемости студента, выраженная в баллах и определяемая как сумма модульных оценок с учетом (или без учета) результатов семестрового экзамена (зачета).

1.5. Модуль - это логически законченная часть теоретического и (или) практического материала учебной дисциплины, которая завершается модульным контролем с выставлением модульной оценки. Разбивка учебного материала на модули предусматривается учебной программой.
1.6. Модульная оценка - это количество баллов, которое набрал студент при модульном контроле. Суммарная модульная оценка определяется как сумма всех модульных оценок по учебной дисциплине за семестр и формируется по 100-балльной шкале.

2. МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ

2.1. Модульный контроль проводится по тем учебным дисциплинам или их части, по которым в учебном плане предусмотрен рубежный контроль в виде экзамена, зачета, дифференцированного зачета.

2.2. Количество модульных контролей в семестре по учебной дисциплине определяется "Нормами времени". Разделение учебного материала на модули, установление максимального количества баллов для оценки каждого модуля (в пределах 100-балльной шкалы для суммарной семестровой оценки) устанавливается преподавателем - составителем рабочей учебной программы. Если учебная дисциплина имеет два рубежных контроля (экзамен и зачет по лабораторным работам) в одном семестре, то модульные контроли проводятся только по теоретической части и практическим занятиям, а защита лабораторных работ проводится в аудиторное время с выставлением баллов по 100-балльной шкале за весь цикл лабораторных работ.
2.3. Модульный контроль проводится после проработки всего материала, который относится к данному модулю.

2.4. График проведения модульного контроля регулируется деканом факультета и доводится до сведения студентов. При этом в один день для одного студента может быть установлен только один модульный контроль.
2.5. Модульный контроль является частью экзаменационного (зачетного) процесса и проводится в соответствии с "Положением о курсовых экзаменах и зачетах".

2.6. Проведение и оценку результатов модульного контроля осуществляет лектор либо преподаватель, ведущий лабораторные работы или практические (семинарские) занятия по этой дисциплине, либо другой преподаватель, назначенный зав. кафедрой. Результаты контроля заносятся в учебный журнал группы и доводятся до сведения студентов не позднее 48 часов с момента его окончания.

2.7. Студент, не согласный с оценкой, полученной в результате модульного контроля, имеет право подать апелляцию зав. кафедрой в течение 48 часов после оглашения оценки. В этом случае в установленное время комиссия, назначенная зав. кафедрой, обязана рассмотреть апелляцию в присутствии студента и принять окончательное решение, которое также вносится в учебный журнал группы и заверяется подписями членов комиссии. При отсутствии апелляции выставленная оценка является окончательной.
2.8. Студент проходит каждый модульный контроль только один раз, за исключением особых случаев (см. раздел 5).

3. СЕМЕСТРОВЫЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

3.1. Студент допускается к рубежному семестровому контролю успеваемости по учебной дисциплине, если он выполнил все виды работ, предусмотренных рабочей учебной программой.

3.2. Для установления соответствия суммарной семестровой оценки D по каждой учебной дисциплине государственной оценке (т.е. по четырех балльной системе) применяется следующая шкала преобразований: 88 - 100 баллов - "отлично", 71 - 87 баллов - "хорошо", 50 - 70 баллов - "удовлетворительно", 49 и меньше баллов - "неудовлетворительно".

3.3. Студент, который успешно прошел все модульные контроли и имеет суммарную оценку не ниже 60 баллов, освобождается от соответствующего рубежного семестрового контроля согласно п. 2.4, "Положения о курсовых экзаменах и зачетах". 3.4. При получении студентом суммарной модульной оценки 49-30 баллов студент должен сдавать экзамен.
3.5. Студент, набравший от 50 до 59 баллов, оценку "удовлетворительно" (зачет) обязан подтвердить на соответствующем семестровом рубежном контроле (по усмотрению преподавателя).

3.6. При получении студентом суммарной модульной оценки ниже 30 баллов студент сдает и пересдает семестровый рубежный контроль только комиссии, назначенной зав. кафедрой.

3.7. Семестровая государственная оценка выставляется в зачетную книжку студента по результатам последней сдачи.

4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МОДУЛЕЙ

4.1. Преподаватель вносит перечень модульных контролей в рабочую учебную программу и определяет максимальное количество баллов за каждый из них.

4.2. Результаты проверки модулей заносятся в групповой журнал и в журнал модульных контролей факультета (ведется методистом).

4.3. В конце семестра все баллы, заработанные студентом, суммируются и в виде ведомости подаются преподавателем (или методистом) декану.
4.4. До начала сессии совет факультета (совещание зав. кафедрами) обсуждает итоговые ведомости по модульному контролю, утверждает оценки, выставленные преподавателем по сумме баллов модульных контролей, определяет список студентов, сдающих семестровый рубежный контроль в установленном порядке или в соответствии с п. 3.4, 3.5 по каждой дисциплине.
4.5. По результатам сессии в месячный срок методист факультета определяет семестровый и общий рейтинг студентов, который доводится до их сведения.

5. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

5.1. Студент обязан до начала сессии пройти все предусмотренные модульные контроли. Студентам, отсутствовавшим при проведении модульного контроля, оценка в журнале преподавателем не проставляется, но делается пометка о неявке.

5.2. Студент, который пропустил модульный контроль по уважительной причине, должен в течение трех дней после выхода на занятия представить в деканат соответствующие документы, например, заявление и больничный лист, иначе пропуск считается осуществленным без уважительных причин и результат соответствующего контрольного мероприятия оценивается нулем баллов.

5.3. Студентам, которые пропустили модульный контроль по уважительной причине, преподаватель назначает дополнительный срок проведения соответствующего контроля в свободное от обязательных учебных занятий и других контрольных мероприятий время.

5.4. Защита лабораторных работ должна проводиться строго по графику, предусмотренному учебной программой соответствующей дисциплины, во время учебных занятий по расписанию. Опоздание с защитой каждой лабораторной работы по неуважительным причинам влечет за собой уменьшение максимального балла до 10 % за каждые две недели опоздания, но не более чем на 50 %.

6. МЕТОДИКА РАСЧЕТА РЕЙТИНГА

6.1. Суммарная семестровая оценка D по изучаемой дисциплине (или ее части) вычисляется как сумма результатов модульных контролей (для не проходящих рубежный контроль) либо как количество баллов, набранных на последнем рубежном контроле.

6.2. Семестровый рейтинг S определяется как среднее арифметическое всех семестровых оценок D.

6.3. Для студента, участвующего в общественной жизни (старосты группы, профорги, членов комиссий самоуправления), научной работе (призовые места на СНТК, публикации и т.п.), спортивных соревнованиях (призовые места), изучающего факультативные учебные дисциплины, декан факультета может увеличить семестровый рейтинг не более чем на 10 баллов распоряжением по факультету после соответствующего представления.
6.4. Для студента, допустившего нарушение дисциплины в течение семестра, семестровый рейтинг S уменьшается распоряжением по факультету не более чем на 10 баллов в зависимости от тяжести проступка.

6.5. Рейтинг студента R есть сумма всех семестровых рейтингов S.
6.6. Списки с рейтингом всех студентов публикуются деканатом не позднее 30 дней после окончания каждой сессии.

7. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГА И СЕМЕСТРОВОГО РЕЙТИНГА СТУДЕНТОВ

7.1. Рейтинг студентов является основанием для: назначения именных стипендий факультета, университета, республики и др.; приоритета на получение путевок для оздоровления в период каникул; приоритета на поселение в общежитие; приоритета на выбор специальности и специализации; приоритета при переходе на следующую ступень обучения; первоочередного трудоустройства по заявкам учреждений, предприятий, фирм; направления на обучение или практику за рубеж.

7.2. Рейтинг является основанием для перевода студента с договорной формы обучения на бюджетную и наоборот.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. "По решению совета факультета разрешается освобождать отдельных хорошо и отлично успевающих студентов от экзаменов с выставлением оценки по результатам текущей успеваемости по дисциплине, вынесенной на сессию" (п. 2.4 "Положения о курсовых экзаменах и зачетах"). 2. Шкала поощрений: К семестровому рейтингу студента прибавляется за все виды общественной деятельности в группе - до 2 баллов; за все виды общественной деятельности на факультете - до 3 баллов; за все виды общественной деятельности в университете и вне его - до 4 баллов; за изучение факультативных дисциплин - до 2 баллов за 1 дисциплину; за научную работу, публикацию - до 4 баллов. 2. Шкала наказаний; От семестрового рейтинга студента вычитается за выговор, объявленный распоряжением по факультету - 1 балл; за строгий выговор, объявленный распоряжением по факультету - 2 балла; за выговор, объявленный в приказе по университету - 2 балла; за строгий выговор, объявленный в приказе по университету - 4 балла.

РЕЙТИНГ СТУДЕНТА В  ВК-ФНМ

Успеваемость студентов, как в пределах семестра, так и за все время обучения в ВК-ФНМ оценивается с помощью системы рейтинга. Рейтинг по каждой конкретной дисциплине складывается из оценки текущей успеваемости и экзаменационной оценки.

1. Распределение баллов

Распределение баллов между лекциями, семинарами, практическими работами, контрольными работами, зачетами и экзаменами определяет ведущий лектор данной дисциплины.

2. Оценка текущей успеваемости

Оценка текущей успеваемости складывается из оценок работы студентов на лекциях и семинарах, оценки за контрольные и домашние работы, оценки за выполнение практических работ и сдачу коллоквиумов. Рейтинг студентов по предметам, где отсутствуют лекции (иностранный язык, физкультура и т.д.), складывается из оценки работы студентов на занятиях, оценки за выполнение домашних заданий и других форм контроля, включая посещаемость занятий.

Оценка текущей успеваемости студентов проводится по истечении шести и двенадцати недель, а также в конце семестра. В случае если студент набрал менее 40% суммарного количества баллов, отведенных на указанный период, или при получении нулевой оценки хотя бы по одному из предметов, он считается неуспевающим и может быть представлен к отчислению по решению Административного совета ВК-ФНМ.      Результаты рейтинга сообщаются студентам и вывешиваются на доске объявлений ВК-ФНМ.

3. Зачет

По дисциплинам, предусматривающим сдачу экзамена, зачет получают студенты, набравшие к концу семестра не менее 40% баллов. По предметам, включающим практические работы, зачет получают студенты, набравшие не менее 40% баллов, как по теоретической, так и по практической части предмета. Студентам, набравшим более 51% баллов, может быть предложена оценка-автомат без сдачи экзамена. Для студентов, набравших менее 51% баллов, сдача экзамена является обязательной.

По дисциплинам, не предусматривающим сдачу экзамена, зачет получают студенты, набравшие к концу семестра не менее 51% баллов.

4. Экзамен

Положительная оценка за экзамен выставляется при получении студентом 51% баллов, отведенных на экзамен. Если сумма баллов на экзамене оказывается менее 51%, студент получает неудовлетворительную оценку независимо от его рейтинга в течение семестра. При последующей сдаче с неудовлетворительной оценки на более высокую, при отсутствии уважительных причин, максимальная оценка составляет 90% (1 пересдача) и 70% (2 пересдача) баллов, отведенных на экзамен.

5. Общая оценка

Общая оценка за предмет складывается суммированием семестровых и экзаменационных баллов, а затем переводится в пятибалльную шкалу по следующему принципу:

"отлично" - более 80% от максимального количества баллов, отведенных в семестре на данную дисциплину; "хорошо" - более 67%; "удовлетворительно" - более 51%; "неудовлетворительно" - менее 51%.

6. Пример расчета семестрового рейтинга:

Пусть на данную дисциплину в семестре отводится Ymax = 270 баллов.    Пусть на экзамен ведущим преподавателем отведено 90 баллов.   Тогда для получения положительной оценки студенту необходимо набрать на экзамене не менее

90 * 0.51 = 45.9 = 46 баллов. Максимальная текущая оценка в конце семестра составляет Xmax = Ymax - 90 = 270 баллов.

Это количество баллов распределяется преподавателем по контрольным мероприятиям, проводимым в течение семестра (контрольные работы, ответы на семинарах, устные коллоквиумы, оценка за выполнение задач практикума, рефераты и т.д., включая посещаемость занятий, если это необходимо).
Для получения зачета по предмету студенту необходимо набрать 180 ґ 0.4 = 76 баллов.

Пусть в семестре студент набрал 140 баллов, а его оценка за экзамен составила 70 баллов. Тогда абсолютный итоговый рейтинг по данному предмету за семестр составляет Y = 140 + 70 = 210 баллов, а выраженный в процентах (Y/Ymax) *100% = (210/270)*100% = 78%. Следовательно, выставляется оценка "хорошо".

7. Экзамен-автомат

По данным семестрового рейтинга студенту может быть предложена итоговая оценка-автомат без сдачи экзамена. При этом итоговый семестровый рейтинг Y рассчитывается по формуле:

Y = Ymax - 2*(Xmax - X), где Xmax - максимальный семестровый балл до экзамена; Ymax -число баллов, отведенных на дисциплину в целом; X - фактический рейтинг студента по предмету до экзамена.

Этот результат используется при определении оценки-автомата по пятибалльной шкале. Студент может отказаться от предложенной преподавателем оценки-автомата и сдавать экзамен на общих основаниях.

8. Суммарный семестровый рейтинг

Суммарный семестровый рейтинг студента определяется абсолютной суммой итоговых рейтингов по всем предметам, включая на I - V курсах исследовательскую работу. Оценка исследовательской работы складывается из оценки научного руководителя и оценки жюри за участие студента в семестровой конференции.

Суммарный семестровый рейтинг является основным показателем уровня успеваемости студента и учитывается Административным советом при решении вопросов о присуждении премий, представлении на дополнительные стипендии, при рассмотрении возможности стажировки за рубежом, а также рекомендации для поступления в аспирантуру ВК-ФНМ (http://www.hsms.msu.ru/old/an3.shtml)

Можно привести и другие примеры, но мы с Вами уже поняли, что студенческие рейтинги – это просто попытка вместо 3-бальной системы ввести 100-бальную в сочетании с системой штрафов на основе кодекса административных нарушений. Желание сделать оценку гибче, контролировать учащегося повседневно, складывать оценку из большего числа составляющих можно только приветствовать. Но такого рода решения просто дискредитируют саму суть рейтинга. Авторы хотели оценивать знания, а фактически оценивают поведение. Ошибка таких систем еще и в том, что они по-прежнему основываются на экспертной оценке все того же преподавателя. От чего ушли, к тому и вернулись. В общем - никуда и не уходили.   Нас интересует такая оценка, которая никак от преподавателя не зависит. Будет другой преподаватель – рейтинги должны остаться теми же. Я вспоминаю свою учительницу физики в школе. Она никак не хотела мне ставить больше 4 и была крайне изумлена, когда я поступил на физико-технический факультет.

Основная сложность рейтинга в Вузе – множество составляющих учебного процесса.  Есть оценка выпускников факультета работодателями, оценка администрации факультета, студента, методики преподавания, самих преподавателей, их цитируемости, рейтинги трудности задаваемых вопросов.  И все эти оценки должны быть взаимосвязаны. Иными словами, нам нужен не рейтинг, а целая система рейтинга. Это значит, в свою очередь, что должна быть первичная шкала рейтинга, имеющая приоритет и набор пристраиваемых к ней вторичных. Появляется возможность выбора первичной шкалы. Мы судим о рейтинге студента по рейтингу вопросов, на которые он ответил правильно. Следовательно, первичной шкалой рейтинга  будет шкала экзаменационных вопросов и ответов и расположение на ней уровня студента.  Тогда средний прирост уровня знаний студентов будет формировать оценку преподавателя. Так на основе первичной шкалы будут работать вторичные шкалы.

Министерство образования активно работает в направлении стандартизации знаний. Я поддерживаю эту инициативу и полагаю, что государство вправе знать – на что оно тратит деньги. Мне не понятна критика одного из стандартов - ЕГЭ. Почему бы нам тогда не предъявить претензии братьям Райт за то, что они не могли сразу изобрести современный паровоз? Или Т. Эдисону за то, что не смог сразу изобрести современную лампочку? Однако из ряда неприемлемых моментов выделю два.

Первое – каждый преподаватель имеет свое представление о предмете. Поскольку я специалист по рейтингу, то читать отдельные работы в этом направлении иногда бывает смешно. Но мне будет совсем не смешно, когда я должен буду «обеспечить» студентов знаниями по этим  неприемлемым для меня работам. В психологии одних только теорий интеллекта сейчас около 600 и, следовательно, единственно правильного ответа просто не существует. Нерешенность той или иной проблемы в науке всегда успешно восполнялась авторской версией преподавателя. Потеря авторства в предмете заставляет преподавателей сопротивляться  министерской стандартизации. Значит, создавая шкалу рейтинга, нужно сохранить авторское право преподавателя.

Второе. Результаты тестирования представлены по 100 бальной шкале. Представьте себе, что будет дальше. Ясно, что появятся тесты, на основании которых ученика будут переводить в следующий класс школы. Будут тесты для поступления в разные Вузы. Будет оценка знаний на разных курсах и предметах самого Вуза. Будет тест проверки знаний по окончании Вуза. Будут тесты для поступления в аспирантуру. Будет цитируемость преподавателя. И так далее. И все они будут безотносительно разобщены друг другу. Единой системы знаний они не сформируют.  А ведь суть стандартизации в том и состоит, чтобы создать универсальную, охватывающую всю вертикаль шкалу знаний. Мы должны  как-то перейти от процентов к единой для всех тестовых заданий шкале рейтинга, а затем по средним значениям известных результатов из разных шкал совместить их. Но сначала необходимо уметь вычислять рейтинги тестовых заданий и студентов.

Таблица 23. Определение рейтинга команд в интеллектуальных играх

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Очки

Rt

Место

Команда 1

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

7

13

1

Команда 2

-

+

+

+

+

-

-

+

-

-

5

9

3

Команда 3

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

4

6

5

Команда 4

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

5

7

4

Команда 5

-

+

-

+

+

+

-

+

+

-

6

11

2

Рейтинг вопроса

3

0

3

1

3

4

2

2

1

4




Знак "+" обозначает правильный ответ, знак "-" - неправильный

Для начала приведем наиболее близкий по смыслу пример. Давайте вспомним о том, как рейтингуют участников  в молодежной ассоциации интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и т.п.  Есть пять команд, которым было задано 10 вопросов. Если команда отвечала на вопрос, а остальные 4 команды нет, то она получала за такой ответ 4 очка. Если на вопрос отвечало правильно две команды, а три давали неправильный ответ, то обе команды получали по три очка. И так далее. За вопрос, на который правильно ответили все команды, очков не начисляют.  Мы видим упрощенное решение системы линейных уравнений (СЛУ).   Приведем формулу для общего случая. Для  i учеников и j вопросов к ним:

alt

  В результате решения СЛУ мы получаем рейтинги вопросов и отвечающих на них учеников. Ее можно  решать также методом последовательных приближений. Итак, пусть есть большая группа учащихся по данному предмету, каждому из которых присвоили рейтинг 2200. Далее он дает, например, ученику А три вопроса с рейтингами 2300, 2400 и 2500. Тот правильно отвечает на 1 вопрос и на два отвечает неправильно. Тогда рейтинг ученика А в данном тестировании равен:


Но это в данном тестировании участника А. Но ведь за год таких тестирований явно было больше. Предположим, что перед ответом на эти три вопроса ученик А отвечал еще на 27 других ранее проведенных тестах. При этом его средний рейтинг в этих тестах составил 2170. Тогда его обобщенный по всем тестам рейтинг будет равен:


Итак, мы посчитали рейтинг ученика А за все тестирования. Но нам будет не очень удобно, если наряду с рейтингом нужно еще вести нагрузки: сколько вопросов он отвечал до сих пор, сколько сейчас. В подсчете рейтинга сложилась более простая практика. То, что у нас было коэффициентом (3/(3+27)) принимают числом постоянным. Например – 0,1. В этом случае итоговый рейтинг ученика соответствует усредненному значению по его последним 100 ответам на вопросы. Согласитесь, что так удобнее. Поэтому все так и поступают. Коэффициент можно взять и 0,01 или 0,001, но если сумма задаваемых за год вопросов около 100, то лучше взять 0,01. В первые два месяца лучше коэффициент взять на уровне 0,1. Это нужно с тем, чтобы студенты и вопросы побыстрее «разошлись» по шкале рейтинга. Далее совершенно аналогично поступают с самими вопросами. Например, есть вопрос №4, на который отвечали ученики с рейтингами 1700, 1900, 2100, 2300. Трое из них ответили неправильно. Тогда рейтинг вопроса равен:


Но это рейтинг вопроса в данном тестировании. А их было явно больше. В предыдущих тестах рейтинг вопроса №4 был равен 2400. Мы с вами уже договорились, что будем оценивать только последнюю сотню ответов на вопрос. Тогда запишем значение обобщенного рейтинга вопроса №4 по последним 100 ответам учеников:

 

Итак, мы провели тестирование, в результате которого все ученики получили рейтинги и все вопросы тоже. Что это нам дает?

  1. Мы получаем очень тонкую дифференциацию знаний учащихся и качества заданий, вопросов.  Это Вам уже не 3-4-5 схема.
  2. Сравнивая рейтинги студента по разным предметам (это разные подсчеты!!) можно точнее понять его приоритеты и оценить перспективу.
  3. Рейтинг ученика никак не зависит от пристрастия учителя.
  4. Еще более важно, что в такую шкалу рейтинга по данному предмету со временем можно объединить и школьников, и студентов, и аспирантов…
  5. После перехода на рейтинг многие работы могут потерять свое значение и будет лучше их сделать в новой системе координат.
  6. Мы используем эмоциональный стимул, что улучшает обучение.
  7. Мы получаем доступ к индивидуализации обучения.






Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с