Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РОСТА (GCI)

Мы живем под управлением людей и утренних газет. У. Филлипс

Конкурентоспособность товара – это возможность товара конкурировать с аналогичными товарами других производителей, конкурентоспособность спортсмена – это его возможность выигрывать единоборства с различными соперниками. Что же такое – конкурентоспособность страны. Понятно, что это не только конкурентоспособность ее товаров на мировых рынках, не только признанное лидерство в различных спортивных единоборствах. Это еще и политический авторитет, численность населения и величина территории, да еще многое и многое другое. так как одной стране нельзя иметь конкурентные преимущества во всех отраслях экономики. Заметим только, что конкурентоспособность страны – многофакторное понятие, поэтому, понятно стремление многих исследователей к детальному его изучению и разработке разработать комплексных показателей или рейтингов, позволяющих его оценивать.

Поскольку цель настоящей книги количественное описание различных комплексных оценок и рейтингов, перейдем сразу к рассмотрению одного из возможных определений этого показателя, отталкиваясь от работы М.М. Климовой (2008). В соответствии с ней под конкурентоспособностью будем понимать способность страны создавать национальное богатство при соблюдении экономических, социальных и экологических ограничений.

Заслуживает внимания три подхода к составлению интегрального рейтинга конкурентоспособности, из которых два первых разработаны Всемирным экономическим форумом (http://www.weforum.org/en/index.htm) , а третий – Международным институтом развития управления (http://www.imd.ch/).
Всемирный экономический форум, ВЭФ (World Economic Forum, WEF) ежегодно публикует Глобальный обзор конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), в котором предлагаются два взаимодополняющих рейтинга: «Индекс конкурентоспособного роста» (Growth Competitiveness Index, GCI) и «Индекс текущей конкурентоспособности» (Current Competitiveness Index, CCI,). Первый индекс, по мнению его авторов, «фокусируется на оценке глобальной конкурентоспособности как наборе мер институциональной и экономической политики, обеспечивающих высокие темпы экономического роста в среднесрочной перспективе», а второй позволяет измерить «набор институциональных факторов, рыночных структур и экономических политик, поддерживающих высокие текущие уровни благосостояния», и отражает степень эффективности текущего использования доступного объема ресурсов в экономике. Рейтинг GCI «измеряет способность национальной экономики достичь устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет), а рейтинг CCI позволяет «изучить микроэкономические основы, определяющие величину ВВП на душу населения» и определить «устойчивый в долгосрочной перспективе» уровень этого показателя. Разница между фактическим уровнем ВВП на душу населения и ожидаемым уровнем, рассчитанным с использованием рейтинга CCI, в зависимости от знака, свидетельствует о существующем потенциале ускорения развития экономики или, наоборот, об угрозах экономическому росту. Оба индекса – GCI и CCI – рассчитываются с использованием, как статистических данных, так и результатов проводимых опросов топ-менеджеров компаний.
Индекс GCI имеет иерархическую структуру. Первый уровень состоит из трех блоков: «Базовые условия», «Эффективность» и «Инновации». Внутри каждого блока присутствует от 2 до 6 разделов. Ниже приведены наименования этих разделов:

1        Качество институтов

Имущественные права
Защита прав интеллектуальной собственности
Отвлечение бюджетных средств
Общественное доверие политикам
Судебная независимость
Фаворитизм в решениях правительственных чиновников
Расточительность правительственных расходов
Бремя правительственного регулирования
Эффективность правовых рамок
Прозрачность государственного управления
Затраты бизнеса на защиту от терроризма
Затраты бизнеса на защиту от преступлений и насилия
Организованные преступления
Надежность услуг полиции
Этическое поведение фирм
Сила и стандартов бухгалтерского учета и отчетности
Эффективность корпоративного правления
Защита интересов миноритарных акционеров

2        Инфраструктура,

Качество общей инфраструктуры
Качество дорог
Качество инфраструктуры железной дороги
Качество портовой инфраструктуры
Качество инфраструктуры воздушного транспорта
Место*километры, авиа индустрия
Качество поставки электричества
Телефонные линии

3        Макроэкономическая стабильность,

Государственный профицит/дефицит
Национальная норма сбережения
Инфляция
Разрыв процентной ставки
Государственный долг

4        Здоровье и начальное образование,

Среднесрочное воздействие на бизнес малярии
Распространенность малярии
Среднесрочное воздействие на бизнес туберкулеза
Распространенность туберкулеза
Среднесрочное воздействие на бизнес ВИЧ/СПИДа
ВИЧ распространенность
Младенческая смертность
Продолжительность жизни
Качество начального образования
Набор в начальные классы
Затраты на образование

5        Высшее образование и профессиональная подготовка,

Второе образование, доля обучающихся
Третье образование, доля обучающихся
Качество образовательной системы
Качество математики и естественнонаучного образования
Качество школ управления
Доступ интернета в школах
Наличие на местах возможности проведения специализированных исследований и подготовки кадров
Степень подготовки кадров

6        Эффективность рынка товаров и услуг

Интенсивность конкуренции на местных рынках
Степень доминирования на рынке
Эффективность антимонопольной политики
Степень и эффективность налогообложения
Общий уровень налогов
Количество процедур, требуемых для начала бизнеса
Время, необходимое для начала бизнеса
Издержки политики сельского хозяйства
Распространенность торговых барьеров
Торгово-взвешенный тариф
Доля иностранной собственности
Влияние бизнеса на регулирование прямых иностранных инвестиций
Бремя таможенных процедур
Уровень ориентации на клиента
Сложности для покупателей

7        Эффективность рынка труда

Сотрудничество в отношениях работник - работодатель
Гибкость определения заработной платы
Затраты на трудовые ресурсы, не связанные с зарплатой
Стабильная занятость
Практика найма и увольнения
Затраты на увольнение
Зарплата и производительность
Степень использования профессионального управления
Утечка мозгов
Участие женщин в трудовой деятельности

8        Развитость финансового рынка

Развитость финансового рынка
Финансирование за счет местного фондового рынка
Удобный доступ к ссудам
Доступность венчурного капитала
Ограничения движения капитала
Степень защиты инвесторов
Прочность банков
Регулирование биржи ценных бумаг
Индекс юридического права

9        Технологический уровень

Доступность новейших технологий
Уровень освоения фирмами новых технологий
Законы, касающиеся технологий информации и связи
Иностранные прямые инвестиции и передача технологий
Мобильные телефоны
Интернет - пользователи
Персональные компьютеры
Пользователи широкополосной сети интернета

10    Размер рынка

Индекс размера местного рынка
Индекс размера внешнего рынка
ВПН, скорректированный по ППС
Доля импорта в ВНП
Доля экспорта в ВНП

11    Конкурентоспособность компаний

Количество местных поставщиков
Качество местных поставщиков
Уровень развития кластеров
Природа конкурентных преимуществ
Наличие цепочек добавленной стоимости
Контроль международной сети распределения
Развитость производственного процесса
Развитие маркетинга
Готовность делегировать полномочия

12    Инновационный потенциал

Возможности для инновации
Качество научно-исследовательских учреждений
Затраты компании на научные исследования
Сотрудничество университетов и промышленности
Государственные закупки высокотехнологичной продукции
Наличие ученых и инженеров
Патенты на изобретения

Конкурентоспособность стан рассчитывается по каждому разделу с помощью 116 отдельных показателей, 38 из которых представляют статистические данные, а 78 – результаты опросов. Полный список таких показателей с указанием на методику их измерения представлен ниже в таблице 19.5.
Детальное описание остальных групп, их группировки в разделы, весовых коэффициентов, соответствующих переменным и группам второго уровня любознательный читатель может найти в отчете Всемирного форума о конкурентоспособности за 2008-2009 год (The Global Competitiveness Report 2008-2009, 2008).
Ниже только рассмотрим, каким образом исходные показатели преобразуются в индексы первого и последующих уровней.
Если показатель представляет собой статистические данные, то они нормализуются в шкалу от 1 до 7 для того, чтобы привести их в соответствие с результатами выборочных опросов, следующим образом:

  alt

Хотя 12 разделов конкурентоспособности в приведенной таблице описаны раздельно, это не должно заслонять тот факт, что они не являются независимыми: они не только они связаны друг с другом, но они, как правило, усиливают друг друга. Например, оценить инновации (12 раздел) не представляется возможными без оценки качества институтов (1 раздел), которые гарантируют права интеллектуальной собственности, и не могут быть выполнены в странах с плохо образованных и плохо обученной рабочей силой (5 раздел), а также не будут никогда иметь место в странах с неэффективными рынками (6, 7 и 8 разделы) или без обширной и эффективной инфраструктуры (2 раздел).
Хотя фактическое построения индекса предполагает агрегирование по 12 разделам в единый индекс, отдельные меры по каждому из 12 разделов предлагают более детальный анализ, который может быть весьма полезным для страны и практиков: такой анализ может указать конкретные области деятельности, в которых данная страна нуждается в улучшениях.
В таблице 19.5 мы привели столь детальную характеристику способов измерения отдельных показателей специально для того, чтобы представить их в русскоязычной литературе и потому, что совокупность этих показателей представляется весьма неплохим (с точки зрения авторов) приближением к действительным факторам, которые влияют на конкурентоспособность той или иной страны в мировом сообществе.
Авторы индекса не только сгруппировали исходные показатели в 12 разделов, но и объединили эти разделы в три блока: 1) базовые условия, 2) эффективность и 3) инновации. Такая группировка, по мнению авторов методологии построения индекса позволяет странам, находящимся на разных стадиях экономического развития по разному расставлять акценты на тех, или иных направлениях этого развития, способствующих наибольшему развитию конкурентоспособности.
По стадиям экономического развития страны, по мнению автором индекса конкурентоспособности разбиваются на 5 групп: 3 основных (стадия 1 – базовая стадия, стадия 2 – стадия эффективности и стадия 3 – стадия инноваций) и две промежуточных (переход от стадии 1 к стадии 2, переход от стадии 2 к стадии 3). В соответствии с принадлежностью к этим группам веса блоков для разных стран – различны. Приведем эти веса в таблице 19.6

Таблица 19.7. Веса трех основных блоков индекса конкурентоспособности для стран, находящихся на разной стадии экономического развития

Блоки (группы разделов)

Базовая стадия (%)

Стадия эффективности (%)

Стадия инноваций (%)

Базовые условия

60

40

20

Эффективность

35

50

50

Инновации

5

10

30

В качестве критерия принадлежности той или иной страны к определенной стадии экономического развития авторы методологии построения индекса конкурентоспособности предлагают использовать среднюю величину ВВП на душу населения: (доход менее 2000$) – первая стадия, (доход от 2000$ до 3000$) – переходное состояние между первой и второй стадией, (доход от 3000$ до 9000$) – вторая стадия, (доход от 9000$ до 17000$) переходное состояние между второй и третьей стадией, (доход свыше 17000$) – третья стадия экономического развития. Российская Федерация по оценке авторов индекса занимает переходное состояние между второй и третьей стадиями.
Собственно индекс конкурентоспособности имеет иерархическую структуру, причем каждый индекс вышестоящего уровня является взвешенной суммой индексов нижестоящего уровня.
Рассмотрим далее несколько замечаний авторов индекса, которые, по их мнению, позволяют более точно понимать и измерять отдельные показатели, входящие в индекс.
Рассмотрим замечание авторов по поводу показателя инфляции (показатель 3.03). Учитывая, что как высокие темпы как инфляции, так и дефляции являются вредными, оценка инфляция входит в модель в U-образной форме следующим образом: при значениях инфляции между 0,5 и 2,9 процента, страна получает наибольшее количество очков из 7. За пределами этого диапазона, оценки линейно снижаются по мере роста или убывания показателя.
Воздействие малярии, туберкулеза и ВИЧ/СПИДа (показатели 4.01-4.05) на конкурентоспособность зависит не только от соответствующих им показателей заболеваемости, но также и от того, насколько эти заболевания являются дорогостоящими для бизнеса. Поэтому, чтобы оценить воздействие каждого из трех заболеваний, в таблице объединены оценки заболеваемости с опросными оценками, насколько эта заболеваемость воспринимается как значимый фактор для ведения бизнеса. Чтобы объединить эти данные, предлагается рассчитать отношение показателя заболеваемости в каждой стране к максимальному уровню заболеваемости по всей выборке. Обратная величина этого отношения затем умножается на соответствующую оценку этой страны по соответствующему вопросу. Затем данное произведение нормируется к шкале 1-7 вышеописанным способом. Заметим при этом, что страны с нулевым значением показателя заболеваемости получают оценку 7, независимо от их оценки по соответствующему вопросу из вопросника.
Оценка для группы A второго уровня «Конкуренция» (показатели 6.01-6.13 и 10.04) представляет собой средневзвешенное из двух частей: внутренней конкуренции и внешней конкуренции. Индикаторы, соответствующие обоим компонентам, включают переменные, которые дают возможность определить, в какой мере искажается общий индекс. Относительная важность этих искажений зависит от относительного размера внутренней конкуренции против иностранной конкуренции. Это взаимодействие между внутренним и внешним рынками характеризуется в выражении для индексов следующим образом: вначале определяется вес каждой из двух компонент. Конкуренция на внутреннем рынке является суммой потребления (C), инвестиций (I), государственных расходов (G) и экспорта (X), в то время как иностранная конкуренция определяется только импортом (М). Таким образом, авторы индекса предлагают рассчитывать его в виде средневзвешенного показателя с весами
(C+I+G+X)/(C+I+G+X+M) для внутренней конкуренции, и
M/(C+I+G+X+М) для иностранной конкуренции.
Индекс размера внутреннего рынка (переменная 10.01) построен с помощью натурального логарифма от  (суммы валового внутреннего продукта, скорректированного по ППС, плюс общая стоимость (ППС) импорта товаров и услуг, за вычетом общей стоимости (ППС) экспорта товаров и услуг),  с последующей нормировкой получившихся данных к масштабу 1-7. ППС оценки импорта и экспорта получается путем произведения доли, соответствующих показателей импорта и экспорта в процентах от ВВП, с использованием ранее приведенных данных об общем объеме ВВП, скорректированного по ППС.





Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с