МЕСТО И РЕЙТИНГ РОССИИ ПО КОМПОНЕНТАМ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ Страховой агент должен уметь две вещи: сначала – напугать, а потом обнадежить. К. Мелихан
Всемирный банк не только проводит работу по развитию методологии составления рейтингов качества управления, но и регулярно собирает, обобщает и публикует все необходимые данные доступные для расчета соответствующих индексов и для собственных исследований в этой области для всех интересующихся рассматриваемой проблемой. Большой интерес для нашего издания представляет информация о месте России в этом рейтинге по разным обобщенным индикаторам качества управления. Информация за 1198-2008 гг., необходимая для соответствующих расчетов доступна из большого количества публикаций Всемирного банка(Kaufmann at al., World Bank Policy Research, 1999-2009), а также опубликованы в виде файлов данных в Интернете (http://info.worldbank.org/governance/wgi/pdf/wgidataset.xls). Всего для расчета агрегированных показателей за отдельные годы указанного периода использовалась информация по 212 странам мира. На основе опубликованных данных нами были рассчитаны рейтинги стран для каждой компоненты качества управления за каждый доступный год рассматриваемого периода. С соответствующих таблицах Всемирного банка для каждой страны, данные по которой собирались Всемирным банком за соответствующий год, представлены следующие данные: точечная оценка агрегированного показателя управления по каждой из шести составляющих: участие общественности, политическая нестабильность, эффективность правительства, регулятивное бремя, верховенство закона и взяточничество, - а также стандартные ошибки этих показателей, нормированные значения показателя (в интервале 0-100%), и количество исходных переменных, на основе которых строились агрегированные показатели для данной страны. Мы рассчитали ранги (в порядке убывания соответствующих показателей) для всех данных, представленных в таблицах всемирного банка и в таблице 19.4 приводим значения ранговых мест, которые занимала Россия по каждому их агрегированных показателей за эти годы.
Таблица 19.4. Ранги Российской Федерации по агрегированным индикаторам, характеризующим различные составляющие качества управления в 1988-2008 гг.
Составляющие качества управления
|
2008
|
2007
|
2006
|
2005
|
2004
|
2003
|
2002
|
2000
|
1998
|
1996
|
средний ранг за период
|
Участие общественности
|
164
|
164
|
162
|
150
|
143
|
131
|
120
|
131
|
133
|
122
|
142
|
Политическая нестабильность
|
160
|
165
|
163
|
168
|
170
|
152
|
131
|
142
|
145
|
149
|
155
|
Эффективность правительства
|
117
|
126
|
128
|
121
|
112
|
98
|
105
|
130
|
114
|
117
|
117
|
Регулятивное бремя
|
143
|
135
|
144
|
116
|
108
|
115
|
122
|
158
|
136
|
131
|
131
|
Верховенство закона
|
169
|
174
|
174
|
163
|
164
|
161
|
154
|
167
|
153
|
118
|
160
|
Взяточничество
|
176
|
172
|
161
|
149
|
153
|
141
|
155
|
169
|
153
|
114
|
154
|
Из таблицы 19.4 видно, что ни по одному из агрегированных показателей, за исключением одного раза («эффективность правительства» в 2003 г.) наша страна не оказывалась в первой сотне ведущих стран мира. Если сопоставлять значения средних рангов за рассматриваемый период, то можно считать, что наиболее удачной в области государственного управления была по компоненте «эффективность правительства» (средний ранг 117), затем следует «регулятивное бремя» (средний ранг 131), после него – «участие общественности» (средний ранг 142), совсем рядом располагаются «взяточничество» и «политическая нестабильность» (средние ранги – 154 и 155, соответственно), а на последнем месте деятельность по компоненте «верховенство закона» (средний ранг 160). Если считать, что наибольшие значения каждого агрегированного показателя управления по выбранной компоненте соответствует 100%, а наименьшее – 0%, то можно рассчитать (как это и сделано в описанных выше статистических таблицах) относительную эффективность управления (в процентах). Чтобы не перегружать изложение излишними деталями, приведем ниже только средние за период значения вышеперечисленных компонент качества управления:
- Участие общественности-29,8%
- Политическая нестабильность-21,5%
- Эффективность правительства-42,0%
- Регулятивное бремя-34,1%
- Верховенство закона-20,2%
- Взяточничество-21,5%
Конечно, приведенные цифры выглядят довольно пессимистично. Однако, положа руку на сердце, необходимо признать, что они очень похожи на правду. Остается узнать, а как обстоят дела у других стран: Евросоюза, Большой двадцатки, восточноевропейских стран с переходной экономикой, государств СНГ… К сожалению авторы проекта Всемирного банка и соответствующих этому проекту моделей оценки ненаблюдаемых компонент качества управления не дают ответа на этот вопрос в виде одного обобщенного показателя (рейтинга), а предлагают поводить различные попарные сравнения по отдельным компонентам.
Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с
|