Russian (CIS)English (United Kingdom)

Счастье в жизни – то чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н.Полозова

РЕЙТИНГИ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Л. Питер

14.1. АГРЕГИРОВАННЫЕ ИНДИКАТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ (РЕЙТИНГИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)

Оценки качества государственного управления в последние годы становятся все более популярными. При этом в зависимости от содержания проблемы под качеством государственного управления понимается различный диапазон характеристик государства и его институтов. Иногда под этим понятием подразумевают качество государства в целом как единства трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной, иногда для оценки государственного управления используются другие характеристики, например, уровень развития гражданского общества или конкурентоспособность государства.
С точки зрения конечного результата качество государственного управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие страны, региона, их сравнительное положение (Алескеров и др., 2006). Интуитивно понятно, что такое воздействие значительно. Однако убедительно выразить его в количественных оценках не всегда удается, поэтому и попытки оценить государственное управление через его конечный эффект в экономике хотя и интересны, но в основном с исследовательской точки зрения (Эванс и др., 2006). Их практическое применение вряд ли возможно, поскольку сравнение различных наборов социально-экономических показателей не позволяет сделать вывод о качестве управленческой системы, ее вкладе в динамику развития. Кроме того, чтобы измерить этот вклад, нужно, прежде всего, формализовано описать саму систему государственного управления. Без этого невозможно сравнивать его различные модели, а значит, и сопоставлять с соответствующими им конечными результатами.
Эти и подобные им индексы базируются на экспертных оценках, дают сравнительную характеристику государственного устройства в целом и системы государственного управления в частности. Их главный недостаток с точки зрения практики реформирования состоит в том, что на основе анализа этих индексов невозможно понять, что конкретно нужно изменить в системе управления, чтобы повысить итоговую оценку и рейтинг страны. Для принятия управленческих решений они, собственно, и не предназначены.
Тем не менее описание различных методов и моделей оценки (рейтинга) качества государственного управления продолжает вызывать интерес политических кругов и научной общественности, поскольку результаты межстрановых сравнений, основанных на рейтингах качества государственного управления, по-прежнему являются предметов научных дискуссий и политических спекуляции.
В последующих разделах настоящей глава мы попытаемся достаточно подробно описать некоторые модели конструирований таких рейтингов.



Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с