РЕЙТИНГИ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Л. Питер
14.1. АГРЕГИРОВАННЫЕ ИНДИКАТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ (РЕЙТИНГИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
Оценки качества государственного управления в последние годы становятся все более популярными. При этом в зависимости от содержания проблемы под качеством государственного управления понимается различный диапазон характеристик государства и его институтов. Иногда под этим понятием подразумевают качество государства в целом как единства трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной, иногда для оценки государственного управления используются другие характеристики, например, уровень развития гражданского общества или конкурентоспособность государства. С точки зрения конечного результата качество государственного управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие страны, региона, их сравнительное положение (Алескеров и др., 2006). Интуитивно понятно, что такое воздействие значительно. Однако убедительно выразить его в количественных оценках не всегда удается, поэтому и попытки оценить государственное управление через его конечный эффект в экономике хотя и интересны, но в основном с исследовательской точки зрения (Эванс и др., 2006). Их практическое применение вряд ли возможно, поскольку сравнение различных наборов социально-экономических показателей не позволяет сделать вывод о качестве управленческой системы, ее вкладе в динамику развития. Кроме того, чтобы измерить этот вклад, нужно, прежде всего, формализовано описать саму систему государственного управления. Без этого невозможно сравнивать его различные модели, а значит, и сопоставлять с соответствующими им конечными результатами. Эти и подобные им индексы базируются на экспертных оценках, дают сравнительную характеристику государственного устройства в целом и системы государственного управления в частности. Их главный недостаток с точки зрения практики реформирования состоит в том, что на основе анализа этих индексов невозможно понять, что конкретно нужно изменить в системе управления, чтобы повысить итоговую оценку и рейтинг страны. Для принятия управленческих решений они, собственно, и не предназначены. Тем не менее описание различных методов и моделей оценки (рейтинга) качества государственного управления продолжает вызывать интерес политических кругов и научной общественности, поскольку результаты межстрановых сравнений, основанных на рейтингах качества государственного управления, по-прежнему являются предметов научных дискуссий и политических спекуляции. В последующих разделах настоящей глава мы попытаемся достаточно подробно описать некоторые модели конструирований таких рейтингов.
Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт / Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. - М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011. - 349 с
|