Целью данного исследования является определение значимости и известности в компетентной среде научно-исследовательской работы, проводимой в отечественных вузах (профессурой, аспирантами и студентами), сравнение их достижений с аналогичными показателями зарубежных вузов. На мировом рынке научной информации наиболее заметны две наукометрические системы, позволяющие определять международные индексы цитирования. Это продукт Института научной информации в Филадельфии Web of Knowledge и Scopus нидерландского издательства Elsevier. Существующие российские проекты индексов научного цитирования (РИНЦ и «Указатель РФФИ») пока не позволяют проводить оценку вклада российских научных разработок в развитие мировой науки. Для определения лидеров среди российских вузов по цитируемости научных публикаций в мировом научном сообществе, критерием ранжирования стал индекс Хирша (Н-индекс) на основе данных системы Scopus. Н-индекс представляется относительно объективной оценкой важности и востребованности трудов ученых, в связи с тем, что простой подсчет общего количества опубликованных исследователем работ может быть следствием его работоспособности, а не показателем качества проведенных исследований, в то же время, часто цитируемый ученый может поддерживать свою репутацию, например, написанием обзорных статей или соавторством во множестве работ. Scopus является самой обширной мультидисциплинарной реферативной базой данных научных публикаций без полных текстов (со ссылками на полные тексты публикаций). Scopus содержит ссылки на полные тексты свыше 28 млн. статей более 4 тыс. издательств по всему миру, контент ежедневно обновляется. Scopus позволяет проводить поиск по более чем 15 тыс. научных изданий, наиболее авторитетных в научной среде. Scopus ведет подсчет цитирований авторов научных публикаций с 1960 года. Большая часть цитирований российских авторов приходится на период с конца 1990-х годов по настоящее время. Научные организации и высшие учебные заведения имеют свои персональные профили, в которых указаны все аффилированные с ними организации и авторы, количество публикаций этих авторов и количество ссылок на эти публикации. Если публикация цитируется, значит, она была замечена среди ученых; чем цитирований больше, тем большее влияние на развитие науки (направления науки, прикладной задачи и т.п.) оказывает эта публикация, и соответственно её автор приобретает известность и авторитет в научном мире. Лидеры среди российских вузов по Н-индексуНаибольший Н-индекс среди отечественных медицинских вузов у Московской медицинской академии им. Сеченова - 29, занявшей 16 строчку рейтинга. Всего медицинских вузов в списке 4. В список также попали три педагогических вуза: на 12 позиции Томский государственный педагогический университет (Н=34), 21-23 позиция у Московского государственного педагогического университета (Н=26) и на 31-34 позиции Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Н=18). Наибольшее представительство в рейтинге у московских вузов (12), 5 вузов из Санкт-Петербурга, по три вуза из Томска и Казани. По числу публикаций среди российских вузов также лидируют МГУ имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, при этом документов, отраженных в Scopus у московского университета примерно в 4 раза больше (соответственно 66425 и 16653). Примерно такое же соотношение между этими вузами и по общему числу цитирований публикаций (соответственно, 193418 и 53393). По итогам проведенного анализа наукометрических показателей российских вузов выявлено заметное их отставание от мировых лидеров. Причин много, однако, оно не достигало бы такой величины, тогда когда основной контент производимый российской наукой продукции был бы понятен мировым ученым и без перевода. Основная масса российских научных публикаций пишется на русском языке. Существует расхожее заблуждение, что каждый новый научный результат, полученный исследователем (ученым), попадет в непрерывно растущую базу данных научных знаний, априори будет проанализирован и использован научным сообществом. На практике так не получается. С новым научным результатом, скорее всего, познакомятся лишь несколько человек, да и то поверхностно, а использовать его в дальнейшем будут, как правило, сам автор, его ученики и коллеги, а также ученые, знакомые с ним лично. Большинство ученых-специалистов в некоторой научной области знаний (направлении) владеет лишь небольшой частью знаний, накопленных предшественниками. Не удивительно, что приходится постоянно сталкиваться с игнорированием или повторением ранее полученных результатов, с уходом в "тупиковые" направления исследований. |