ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ИГРЫ
Воображение – вторая жизнь со множеством вариантов. Э.Севрус
В практике тренера есть ряд постоянных проблем, которые не имеют четкого решения и предопределяют моральные издержки. Как выбрать из ряда кандидатов в команду того, кто нужен? Как сопоставить уровень игры подопечных и выбрать в стартовую десятку действительно сильнейших на данный момент? Как найти стимул к тренировочной работе? Проблема в том, что эти решение этих вопросов основано на экспертной, субъективной оценке тренера и не имеет объективного решения. Если Вы предпочли одному игроку другого, то он, скорее всего, на Вас обидится, полагая, что выбранный игрок – это просто Ваш любимчик. Чтобы на тренировке не делал игрок, он находится под не всегда объективной оценкой тренера и ему нечем доказать ошибочность такой оценки. Постоянство конфликта гарантировано. Есть ли научно обоснованный выход из ситуации? С другой стороны большинство детских и юношеских тренеров находятся в условиях дефицита соревновательной деятельности. Как им готовить игроков в условиях отсутствия официальных соревнований или в условиях дефицита таких соревнований? Кроме того, тренера ДЮСШ оценивают не по результатам подготовленной им команды, а по числу переданных им в команды мастеров воспитанников. А как заинтересовать воспитанника динамикой его результатов, если невозможно его результат отделить от результата команды? Любая игра (баскетбол, футбол, гандбол и т.д.) – это борьба за результат. Результат – это разность забитых (З) и пропущенных (П) мячей, очков и т.п. Чем больше разность – тем лучше результат. Командная разность создается из разностей составляющих ее игроков. Вы не сможете придумать действия, которое было бы полезно команде, но не влияло на ее разность. Если защитник грамотно подставляется под фол, то он забирает атаку соперника, передавая мяч своей команде. Если игрок мало забивает, но хорошо играет в обороне, то он минимизирует пропущенные мячи, улучшая разность. Не бывает полезных действий, не сказывающихся на командной разности. Однако оценить приносимую игроком разность, «увидеть» ее в обычной игре невозможно. Партнеры и соперники могут «экранировать» его фактический уровень. Более сильный партнер «сделает» Вам лучшую разность. Более сильный соперник «утопит» Вас. Возникает проблема отделения фактически создаваемой разности игрока от «фона», от степени превосходства партнеров над соперниками. При этом свести все к игре 1 на 1 было бы грубой ошибкой. В такой игре нет паса, тактического взаимодействия, а переизбыток нагрузки превращает это противостояние в соревнование на выживание. Нужно, чтобы играли 10 на 10. Но как? Необходимо, чтобы все игроки команды побывали как партнерами, так и соперниками. Тогда уже никто не сможет сказать, что его результаты хуже, поскольку ему «достались» только слабые партнеры. Каждый сыграл с каждым и против каждого равное количество игр и это полное равенство для всех предопределяет объективность оценки. Нельзя забывать, что на поле партнеров данного игрока на одного человека меньше, чем соперников. Следовательно, число игр с каждым игроком в качестве партнера будет меньше, чем число игр с ним же, но в качестве соперника. Как это сделать практически? Сначала упрощенный пример. Представьте, что в футболе играют 2 на 2. В первом микроматче игроки 1 и 2 играют против 3 и 4, во втором – 13/24, в третьем – 14/23. Каждый игрок стал своего рода командой, которая сыграла в круг. Он сыграл с каждым из партнеров по 1 микроматчу, против каждого соперника – 2. Причем играют до равной суммы З и П! Например, до 4 очков. 12/34 = 3:1 13/24 = 2:2 14/23 = 2:2. Игрок 1 «собрал» разность 7:5 = +2. Игрок 4 – 5:7= - 2. Все играли равное время, суммарная результативность по каждому игроку тоже равна. Общая разность по всем игрокам будет нулевой. Но только одни игроки вложили в этот нулевой результат свою положительную разность, а другие – сравняли ее с нулем своей отрицательной разностью. В официальной игре также и получается – одни сделали своей команде положительную разность, другие снизили ее своей отрицательной разностью. Только здесь общий баланс ноль и эта разница рельефно просматривается.Получить равномерное распределение для всех игровых видов спорта с пропорциями для полевых игроков 4×4; 5×5; 6×6; 8×8; 10×10 достаточно сложная в математическом отношении задача. Для того чтобы найти оптимальное распределение, сначала заранее рассчитаем минимальное количество микроматчей. Для этого принимаем число участников равным минимальному, при котором можно проводить двустороннюю игру. Затем определяем минимальное целое количество циклов, при котором все игроки могут быть партнерами и аналогично - соперниками. Далее ищем число микроматчей, при котором они сходятся. Для распределения 2×2 число игр равно трем. В мини-футболе минимальное число участников с обеих сторон - восемь. При распределении четыре на четыре i-игрок играет с каждым из 7 партнеров равное количество игр. Минимальное их число равно 2.33. То есть, например, в первом микроматче 1 играет со 2,3,4, во втором - с 5, 6 и 7, а на третий остается только один восьмой игрок. Значит, минимальное целое число игр равно семи: (7/3) × 3 = 7. Могут ли в такое же число игр «уложиться» соперники? Их минимальное число игр равно 1.75. Например, в первом микроматче соперниками игрока 1 могут быть игроки 2, 3, 4, 5, во втором - 6, 7 и 8. Баланс равен: (7/3)×3= 7 = 1.75×4. Ожидаемое число микроматчей при распределении 4×4 равно семи. С каждым из партнеров i-игрок играет 3 раза, а против него - 4. При соотношении 5×5 игроку, например 1, необходимо сыграть с каждым из 9 оставшихся партнеров (соперников). При этом в одном звене вакантны только четыре позиции для партнеров и 5 - для соперников. Значит, минимальный цикл для партнеров равен 2.25, а для соперников - 1.8. Полный минимальный цикл мог бы быть и для партнеров и для соперников равен девяти: 2.25 × 4 = 9 и 1.8 × 5 = 9.
1 1 2 /
2 1 2 /
3 1 2 /
4 1 2 /
5 1 / 2
6 1 / 2
7 1 / 2
8 1 / 2
9 1 / 2
Рис. 29. Последовательность заполнения микроматчей для 5×5 Но получить такое распределение невозможно. Если начать построение распределения с игроков 1,2,3.., то уже на третьем оно прекращается, поскольку невозможно расположить игрока 3 по микроматчам так, чтобы не нарушить баланса с 1 и 2 (4 раза партнеры, 5 - соперники). Либо по связке 1-3, либо по связке 2-3 этот баланс нарушается. В этой ситуации для распределения 5×5 приходится выбирать вариант с числом игр, равным восемнадцати. В этой ситуации для распределения 5×5 необходимо выбирать вариант с числом игр, равным восемнадцати. Для соотношения 6×6 баланс равен: 2.2 × 5 = 11 = (11/6) × 6. Число игр равно одиннадцати. Для соотношения 10 × 10 баланс равен: (19/9) × 9 = 19 = 1.9 × 10. Число игр равно девятнадцати. После определения минимального числа микроматчей последовательно распределяем по ним следующего i игрока так, чтобы его распределение с предыдущими i-1 игроками было равномерно как в качестве партнера, так и в качестве соперника. Чтобы сделать это наиболее удобно и наглядно, используем диаграммы, на которых отмечаем в ходе заполнения позиций по микроматчам количество игр i-игрока с каждым из 1,..,i-1 партнером и каждым 1,..,i-1 соперником, стараясь каждым следующим заполнением приблизить его к равномерному. Поиски равномерного распределения проводились последовательно включением новых игроков в равномерное распределение, полученное по предыдущим игрокам. Обратите внимание, что, выбирая любую пару игроков мы получим равное число игр их как партнеров и равное число игр их как соперников. И это для любой произвольно выбранной пары! В идеале, каждый микроматч должен играться до определенной суммы забитых и пропущенных мячей. В этом случае распределение становится точно равномерным. Личное первенство возможно как 2 на 2, так и 10 на 10, т.е. в футболе. Но только, если для 2 на 2 всего 3 микроматча, то для 10 на 10 их уже 1. Итак, тренер команды может на тренировке провести такую «контрольную игру» (или иначе, личное первенство без изменения структуры игры) и расставить всех своих игроков в порядке убывания создаваемой ими разности. Например: Иванов - +3, Петров - +2 и так далее. Он может смешать пришедших на просмотр 10-ку игроков со своей второй 10-кой и также проранжировать всех с высокой точностью. Главное в контрольных играх – точность воспроизведения условий игры. Общая ее продолжительность должна быть не больше того, сколько команда может играть в соревновательном режиме. Тогда точность ранжирования столь высока, что малозначительные с точки зрения игрока предшествующие игре события (плохо спал, недовосстановился, недооценил других…) ощутимо скажутся на его результате. Для того чтобы все же получить устойчивый результат, всегда желательно сыграть несколько «контрольных игр» или же растянуть одну такую игру на несколько тренировок. Будут такие дни, когда и 10-й по силе игрок прыгнет выше головы и займет 1 место. Мне могут возразить, что если уровень игры спортсмена в разные дни разный, то равномерность распределения 10 на 10 в определенной степени нарушается, результат искажается. Это отчасти верно, но с чисто практической точки зрения, такой результат все же предпочтительнее результата контрольной игры одного дня. Наиболее предпочтителен средний уровень результатов за последний месяц, в течение которого было несколько контрольных игр. Проблема сильного и слабого вратаря решается в игровых видах спорта очень просто. Для более динамичных мини-футбола, хоккея в середине микроматча дается свисток, игроки быстренько меняются сторонами и игра продолжается. Однако играть (10 на 10) 19 микроматчей не всегда возможно. Что делать, если на тренировку пришло только 18 игроков? Или же просто нет времени на 19 микроматчей? Тогда можно сыграть в соотношении 8 на 8. Теперь представим себе ситуацию, при которой нам нужно набрать команду из 200 пришедших на просмотр спортсменов. Для тренеров, не желающих вникать в формульные взаимосвязи, можно предложить провести двухдневный турнир. В первый день произвольно разбиваем игроков по контрольным играм. Их будет 10. На второй день победителей сводим в сильнейший, первый микротурнир, вторых – во второй и так далее. Так, за два дня можно определить, например, состав сборной без «вкусовых» предпочтений тренеров. Что меняет введение контрольных игр для тренера? Представьте, как Вы приходите на тренировку и сообщаете, что на предстоящий турнир, серию матчей попадут сильнейшие по разности игроки. Для этого Вы готовы провести на тренировках несколько таких «контрольных» игр. Причем, те, кто поднимется выше по разности, будут играть больше по времени в официальных встречах. Что изменилось для игрока? Раньше все решала Ваша субъективная оценка. Теперь появился объективный, доступный для игрока контролируемый им критерий. Разве хороший игрок упустит такой шанс? Раньше тренировочный процесс был элементарной принудиловкой. Сейчас же игроки будут просить о более тонко сконструированном тренировочном процессе, поскольку иначе они не смогут заполучить необходимый результат. Игрок лучше чувствует свои возможности. Что-то изменится и для Вас. Раньше Вы много усилий тратили на создание такой обстановки, а теперь игроки Вас «напрягают» именно как тренера. Однако до этого момента придется перешагнуть через несколько трудностей. Игроки Вам скажут, что в некоторых микроматчах с одной стороны играют больше нападающих, с другой - защитников. Или что-то в этом роде. Оценка игрока складывается не только из способности к обыгрыванию, но и умению эффективно тактически дозировать игровую нагрузку. Многие тренера почему-то думают, что тактика – это то, что только они вырабатывают, а игрок самостоятельно тактически мыслить просто не способен. В контрольных играх умение игрока тактически мыслить подвергается жесткой тренировке и его итог входит в результат. Игроки сами должны решить - где им играть и что делать. Очень удобно то, что баланс мячей отражает интегральную оценку, как мастерства игрока, так и его тактического мышления. Поэтому убирать «неудобные» микроматчи нецелесообразно. Снятие даже одного микроматча приводит к нарушению равномерности распределения. Результаты придется получать через компьютер. Игрок лишится возможности самому посчитать свой результат, а Вашим вычислениям, если они не в его пользу, он просто не поверит. Самое главное. Эволюция игрока зависит не от возраста, не от интенсивности занятий. Эволюция игрока пропорциональна сумме забитых и пропущенных мячей за время его пребывания на поле в официальных и приравненных им встречах. Контрольные игры и есть «приравненные» к официальным, что позволяет многократно ускорить прогрессирование игрока. Игроки всегда крайне ревностно относятся к результатам друг друга и играют контрольные игры с не меньшим рвением, чем официальные. Кроме того, игроки растут максимально быстро, когда шансы 50 на 50, а команда обычно относительно однородна по составу.
Полозов, А.А. Система рейтинга в игровых видах спорта и единоборствах: Монография. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 1995. 110 с. Полозов, А.А. Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А.Полозов. – М.:Советский спорт, 2007 – 316с. www.polozov.nemi-ekb.ru
|